Способы защиты финансовых интересов клиентов обсудили в ходе бизнес-завтрака «Безопасность бизнеса в цифровую эпоху»
С началом пандемии коронавируса мошенники активизировались.
Сотрудники Банка «РОССИЯ» поделились с собственниками бизнеса, руководителями предприятий опытом в направлении защиты финансовых интересов клиентов. Специальное мероприятие по этой теме, организованное Банком «РОССИЯ», посетил корреспондент ИА «Время Н».
По данным ЦБ РФ, во втором квартале текущего года ущерб от операций в РФ, которые были совершены без согласия клиента, достиг 3 млрд рублей, что в 1,3 раза больше, чем 2,5 года назад. С началом пандемии коронавируса мошенники активизировались, украв украли у россиян почти 10 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем в 2019 году. Однако не все из этих средств удается вернуть. Проблема в том, что клиенты сами рассказывают злоумышленникам конфиденциальные данные.
«Большое количество людей страдает от мошеннических действий, многие предприятия несут ущерб от уязвимости информационных систем или от невозможности своевременной проверки клиента, с которым они заключают договор. Мы как финансовая организация, должны быть нацелены на то, чтобы наши клиенты, предприятия, собственники бизнеса уделяли как можно больше внимания информационной безопасности у себя на местах», — отметила вице-президент Банка «РОССИЯ», управляющий Нижегородским филиалом Любовь Юдина.
В Нижегородской области за десять месяцев текущего года произошло 3665 преступлений, которые были совершены с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это уже на 1% больше, чем в прошлом году. По словам замначальника отдела уголовного розыска МВД России по городу Нижнему Новгороду, капитана полиции Анатолия Щечина, такие показатели связаны со стремительным развитием IT-технологий, развитием банковских приложений, увеличением количества пользователей и счетов, а также из-за виктимного поведения пользователей.
Мошенники могут использовать разные схемы для совершения преступлений. Они могут представляться сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками безопасности банков, а также разместить объявление в соцсетях или создать однодневный интернет-магазин.
«Как подсказывает статистика МВД, каждый третий гражданин готов отдать свои деньги фейковому сотруднику правоохранительных органов за освобождение своего родственника от уголовной ответственности», — поделился Анатолий Щечин.
При этом он напомнил, что сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят клиентам банков самостоятельно и не просят назвать конфиденциальную информацию.
Также Анатолий Щечин рассказал о случае хищения крупной суммы у слесаря-механика из Нижнего Новгорода, который в течение трех дней оформил кредиты в банках, а потом перевел деньги злоумышленникам. По словам представителя МВД, после того как деньги попадают к мошенникам, их сложно отследить и вернуть, так как чаще всего средства переводятся за границу или в криптовалюту.Однако мошенники пытаются похитить деньги не только у физических лиц, но и у бизнеса. Так, первый заместитель генерального директора ГК «Титан» Светлана Титова поделилась своим опытом, рассказав о попытке мошенников похитить денежные средства, предназначенные для иностранной компании в рамках реализуемого ГК «Титан» инвестпроекта.
«С электронного адреса нашего иностранного партнера пришло письмо об изменении платежных реквизитов. Нам даже были направлены подтверждающие документы. В большей степени на тот момент помогло интуитивное ощущение. Когда мы связались с представителем компании, оказалось, что никаких реквизитов нам никто не направлял, никаких изменений в договор внесено не было. То, что это сообщение пришло с фейкового адреса, сразу было совсем не очевидным.», — поделилась Светлана Титова.
Как рассказали представители Банка «РОССИЯ», их корпоративные клиенты могут использовать сервис проверки контрагента перед отправкой платежа, который работает по принципу «светофора». Система автоматически генерирует информацию о контрагенте из достоверных источников и выдает результат проверки в виде определенных цветовых индикаторов. Красный цвет сигнализирует о том, что у компании есть серьёзные проблемы. При этом сложности могут возникнуть и с контрагентами, попавшими в желтую зону, однако, принятие решения о целесообразности работы с таким контрагентом остается за самим клиентом. Важно то, что принимать такое решение при наличии подробного отчета проверки контрагента гораздо легче. Ведь возможна ситуация, когда у организации могут быть некоторые негативные моменты, но при этом они не мешают ей исполнять свои обязательства.
К сожалению, система не рассчитана на проверку иностранных контрагентов. Хотя данная тема является актуальной для нижегородских экспортеров.
«Мы готовы подключаться и помогать нашим предприятиям в решении таких вопросов через торгпредство, через инфраструктуру Российского экспортного центра, Центра развития экспорта в Нижегородской области» — заявила замминистра промышленности и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина. «Вопросы, затронутые на мероприятии, очень актуальные и интересные, а широкое распространение темы кибербезопасности действительно поможет развиваться нашему бизнесу и обеспечить его безопасность», — добавила она.
Появились такие методы мошенничества, когда злоумышленник проникает в корпоративную среду компании и якобы от лица руководителя отправляет письмо бухгалтеру с приказом провести платеж. Поэтому представители банка еще раз напомнили о важности проведения соответствующих программ обучения сотрудников компаний на местах.
«Обучение должно проходить внутри коллектива. Я считаю, правильно было бы делать аудит информационно-вычислительных систем, проводить обучение и тестирование своих сотрудников — это как раз то, что активно практикуют в банках. У нас есть готовые наработки, методики для обучения. Мы готовы поделиться этим опытом с предприятиями», — сообщила Любовь Юдина.
По ее словам, в настоящее время повышение финансовой грамотности и компетенций в сфере информационной безопасности необходимы и предприятиям, и клиентам физическим лицам.
«Поэтому мы идем к нашим клиентам, мы хотим поделиться своим опытом и знаниями, дать конкретные рекомендации руководителям предприятий и их сотрудникам, мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты могли своевременно и грамотно противостоять мошенникам», — отметила управляющая Нижегородского филиала АБ «РОССИЯ».