Временные трудности. Через что приходится проходить компаниям и россиянам, работающим в разных часовых поясах
Компаниям, у которых есть филиалы в разных городах России и мира, приходится организовывать рабочий процесс, учитывая разные часовые пояса. Когда специалисты из одного филиала идут в офис, другой офис уже пустеет: все расходятся по домам. Из-за этого возникает много проблем коммуникации, у рядовых работников сдвигаются рамки рабочего времени — иногда их «по делу» могут потревожить среди ночи коллеги или клиенты из другого региона. Или другой страны. «Секрет фирмы» спросил у предпринимателей, экспертов и простых россиян, как они организуют работу в разных часовых поясах. «Когда в Хабаровском крае рабочий день заканчивался, в Москве было только 10 утра» В России действует 11 часовых зон. Крупным предприятиям, которые работают с клиентами со всей страны, часто приходится менять график работы, буквально подстраиваясь под рабочий день клиента. И это сильно выматывает сотрудников. По опросам , 69% сотрудников в России задерживаются на работе. Но даже это не гарантирует быстрое выполнение заказов, если клиент живёт по другому времени. Ещё одна проблема, с которой сталкиваются российские специалисты, — это экономическая централизация на Московском регионе. Многим областям РФ приходится работать по неудобному графику из-за большой разницы во времени со столицей. В России распространены звонки после 7–8 часов вечера по рабочим вопросам как от руководителей, так и от клиентов. Некоторые из них забывают про разницу во времени, а кто-то считает такую практику вполне нормальной. Но, по статистике , 58% россиян поддержали бы закон, который запретил бы начальникам беспокоить их телефонными звонками в нерабочее время. «Самый тяжёлый опыт в моей многолетней практике был при работе с США» Процесс глобализации привёл к тому, что границы между странами стёрлись и международное сотрудничество стало обыденностью. Но из-за разницы в часовых поясах появились сложности с выстраиванием рабочего процесса. Главная проблема при общении с клиентами и партнёрами из других стран — решение срочных вопросов. Не всегда можно получить быстрый ответ в сложной ситуации. В пандемию компании столкнулись с новыми сложностями при работе в разных временных зонах. Особенно сильно это коснулось тех сфер, которые связаны с логистикой и авиацией. При работе с зарубежными заказчиками предприниматели и эксперты постоянно делают выбор между профессиональными и личными интересами. «Со временем я полюбил такой график» Несмотря на сложности, в разнице во времени можно найти свои плюсы. Иногда это дополнительные часы, за которые можно доработать проект. Работа с клиентами становится более комфортной, когда заказчики знают, что у них есть всего пара часов на принятие решения. Многие проблемы также решаются сами собой. К примеру, сотрудники могут сообщить о проблеме в чате ночью и самостоятельно решить её до утра. Также происходит и с клиентами. Нанимая сотрудников из других регионов, можно существенно сэкономить на расходах зарплатного фонда компании. Фрилансеры и удалённые сотрудники часто работают в разных часовых поясах. Поначалу это сложно, но со временем они выстраивают комфортную работу. Именно поэтому 40% сотрудников на удалёнке считают гибкий график большим преимуществом. Лайфхаки для работы в разных часовых поясах Как следить за временем Трудно постоянно держать в голове несколько часовых поясов, особенно когда вы работаете с тремя-четырьмя клиентами из разных стран. Чтобы избежать путаницы, в компаниях используются различные программы и приложения. Также важно планировать свой день, учитывая как местное время, так и часовой пояс партнёра или клиента. Командировки Руководители, которые часто ездят в другие города по работе, нашли способы, как сохранять продуктивность при резкой смене часовых поясов. И их главный совет — подстроиться под местное время. Работа с клиентами и партнёрами Главная проблема при работе с клиентами из других часовых поясов — это отсутствие оперативности. Поэтому важно создать круглосуточную поддержку, чтобы не потерять важных заказчиков. При ведении деловой переписки также есть свои тонкости. Нужно учитывать, в каких часах адресат получит ваш email. Результат работы с заказчиком зависит от того, как будут расставлены приоритеты. Если специалист готов среди ночи ответить на срочный звонок заказчика, это может стать хорошей инвестицией в будущее компании. Клиент оценит, что под его время подстроились, и сделает хорошую рекламу. Кроме самой разницы во времени на работу также влияет менталитет. И его стоит учитывать, планируя рабочее время. Например, во многих европейских организациях рабочий день длится до 16 часов с обязательным перерывом на обед. По словам эксперта в области налогов и рисков Дениса Мартынюка, тайцы любят работать в вечернее время. Поэтому все важные переговоры с ними лучше проводить в послеобеденное время, а финансы обсуждать после ужина. А Алексей Рязанцев, руководитель направления закупок и разработок потребительской электроники Flame Group, автор книги «Китайцы: руководство по применению», при работе с Китаем советует знать, когда открываются их банки и в какие дни проходят национальные праздники. Как организовать работу персонала В компании могут быть приняты разные формы сотрудничества. И получится ли выстроить комфортную работу, зависит только от руководства. При работе в разных часовых поясах важна гибкость. Жёсткий график работы не поможет достичь высоких результатов. Рабочую смену можно разделить на несколько частей, чтобы вовремя связаться с клиентами из разных городов и стран. Работу облегчают сторонние программы для планирования и обсуждения рабочих вопросов. Конечно, большая часть успеха любой работы зависит от профессионализма и мотивации команды. Как организовать своё время Чтобы выдерживать график работы в разных часовых поясах, важно соблюдать режим дня и организовать для себя комфортное рабочее место. Эффективность работы зависит не только от режима, но и от планирования своего времени. Работа в разных часовых поясах связана со многими проблемами и трудностями. Но при этом преимущества такого сотрудничества явно перевешивают. Главное — помнить о балансе между работой и личной жизнью.