Чем опасны сотрудники-выскочки и как с ними работать — откровения руководителей
Излишне активные работники встречаются практически в каждом коллективе. Выскочки постоянно предлагают идеи, даже когда их об этом не просят. Такие сотрудники уверены, что коллеги и руководитель многого не знают, а им, напротив, известно всё. Вот только недовольство коллектива из-за поведения такого работника — лишь малая часть проблем, с которыми может столкнуться компания. «Секрет фирмы» вместе с экспертами разобрался, как работать с сотрудниками-выскочками и нужно ли их ставить на место. Сотрудники-выскочки — кто это? Статистика говорит , что 49% всех конфликтов на работе происходит из-за личностных взаимоотношений и затронутого эго. И выскочки — это одни из тех сотрудников, кто чаще всего провоцирует коллег, подвергая сомнению их компетентность в рабочих вопросах. Амбициозный и чрезмерно инициативный сотрудник часто настолько уверен в себе, что раздаёт «ценные» указания, только поверхностно изучив проект. Но руководителям стоит помнить, что у выскочек есть и свои преимущества. Например, умение генерировать идеи и решать сложные задачи, а также лидерские качества. Активные работники могут быть разными. Одни из них действительно горят своим делом и работают на благо компании, другие же только изображают бурную деятельность. Виды сотрудников-выскочек В моей практике были два типа сотрудников-выскочек:. «Хотел как лучше — получилось как всегда» Чаще всего это молодые, неопытные сотрудники или просто новые специалисты в компании, которым ещё не хватает квалификации и знаний о внутренних процессах. Они замотивированы на работу, стараются изо всех сил, жаждут развития и высоких результатов. И в то же время такие сотрудники иногда откровенно «лажают» из-за излишней старательности. К первому типу могут относиться и очень ценные и перспективные кадры, которые в силу неопытности не понимают общую стратегию и не видят, что их инициативы мешают целям компании. В моей практике были яркие примеры таких выскочек. Слишком старательный исполнитель, желая обеспечить налогового инспектора как можно более полной информацией, раскрыл конфиденциальные коммерческие данные, не входившие в область интересов налоговой и в план проверки. Компании пришлось провести переговоры с налоговыми инспекторами, чтобы зафиксировать, что данные нельзя разглашать. С сотрудником провели разъяснительную работу, а также организовали внеочередной внутренний тренинг. К счастью, специалист запомнил урок, стал более вдумчивым и в сложных случаях впредь консультировался с руководителем. Был ещё случай, когда работник, желая как можно быстрее ответить важному клиенту, нечаянно переслал ему всю внутреннюю переписку. С такими выскочками не нужно бороться — их надо обучать. Проводить внутренние тренинги по политикам и процессам, максимально вовлекать в мероприятия и выделять опытного внутреннего ментора, который постепенно погрузит новичка во внутренние процессы и даст совет в нужный момент. «Я сам лучше знаю, как надо» Это, наоборот, очень опытные сотрудники и эксперты в своей теме, которые считают себя более умными и опытными, чем руководитель. Они работают по своему внутреннему плану и не согласовывают его со смежными департаментами или с руководителем, как будто соревнуясь за результат. Один «звёздный» коммерческий директор объединённой компании, не согласовав общую стратегию, провёл свою встречу с крупным клиентом за день до больших переговоров. В результате заказчик использовал эту внутреннюю раскоординированность в своих целях и потребовал обещанных ему условий на общей встрече. Из-за этого компании пришлось идти на уступки. С экспертом поговорили, снизили годовую премию и запретили общаться с клиентами один на один. И хоть его и перевели в интересный проект, где он мог использовать свой потенциал, выскочка перестал оцениваться как высокопотенциальный специалист для топ-менеджмента. Через некоторое время он покинул компанию. Принимая на работу звезду , руководитель должен понимать, что такой сотрудник может быть или локомотивом бизнеса, или бомбой замедленного действия. Поэтому для собеседований нужно сразу разрабатывать специальную программу. Стоит ли брать выскочку в штат компании Некоторые руководители уверены, что чрезмерно инициативные сотрудники, которые постоянно подвергают сомнениям идеи руководства, не способны принести пользу компании. И нанимать их на работу однозначно не стоит. Другие, опрошенные «Секретом», эксперты уверены, что в первую очередь в процессе рекрутинга нужно смотреть на личные качества человека и его потенциал. Важна не только личность кандидата на должность, но и особенности характера его будущего руководителя. Управлять инициативными сотрудниками смогут далеко не все работодатели. Как реагировать на поведение выскочек Поведение токсичного сотрудника вредит качеству работы всего коллектива и может привести даже к увольнениям. По опросам , 38% сотрудников хотят уйти с работы из-за токсичной среды. Поэтому, если сотрудник со сложным характером уже работает в компании и на него поступают жалобы коллег, проблему нужно оперативно решить. В первую очередь следует поговорить с ним о сложившейся ситуации. Перед разговором убедитесь, что специалист знает обо всех правилах компании. Если это новый сотрудник, вполне возможно, что он мало осведомлён о корпоративной культуре и принятых в коллективе нормах. Если руководитель может повлиять на сотрудника с помощью мотивационных методов, у коллег выскочки нет таких рычагов давления. Но сотрудники могут использовать психологические приёмы. Самый эффективный способ ответить выскочке — осознанный вопрос. Например, вашу работу обесценивают фразой «Это не результат, тут 5 минут работы». Спокойно спросите коллегу, почему ему важно дать обратную связь именно в такой форме. Или что он хотел донести до вас этой фразой. Вопросы прекрасно работают, потому что поведение выскочки продиктовано его глубинными страхами. Он защищается, нападая, а его комментарии не несут смысла и конструктива. Вопрос же призывает его не к эмоциям и инстинктивному поведению, а к логике и смыслу. Коллега, скорее всего, попытается ответить негативом. И тогда вопрос можно повторить ещё раз. Ещё один метод — «Бей по траве, дабы спугнуть змею». Смысл заключается в том, чтобы сделать тайные действия оппонента явными. В прошлой компании у меня была коллега, которая любила на совещании с руководителями невзначай сказать о том, что она недовольна результатами нашей работы. При этом один на один выскочка общалась довольно мило. На вторую попытку обесценить нашу работу я ответила прямолинейно: «Заметила, что на совещании, в присутствии руководителей, ты даёшь обратную связь о проблемах, которые видишь в моей работе (к слову, которых не существует). При этом у нас с тобой есть персональные коммуникации, где мы можем обсуждать такие вопросы. С какой целью ты выбираешь такой формат?» Токсичная коллега сразу же начала оправдываться и больше комментариев в мой адрес не поступало. Не стоит забывать, что иногда выскочки — это перспективные сотрудники, которые нуждаются в опытном наставнике. Их энергию просто нужно направить в правильное русло. В каких случаях сотрудника надо увольнять Иногда выскочки из-за своей самоуверенности и импульсивности делают ошибки, которые наносят непоправимый вред компании. И в таких случаях всё, что может сделать руководитель, — это попрощаться с сотрудником. Выскочки уделяют много внимания продвижению своих идей, забывая о своих прямых обязанностях. По данным hh.ru, исполнительность квалифицированных специалистов на 25–30% меньше, чем того бы хотели руководители. Если у сотрудника неверно расставлены приоритеты, он не принесёт пользу компании. Будет ли выскочка ценным перспективным сотрудником или проблемным работником, зависит лишь от личных качеств человека, его мотивации и поддержки опытного руководителя. У чрезмерно активных людей есть свои сильные стороны. И грамотно их используя, можно воспитать хорошего руководителя и уверенного лидера внутри компании. Тем не менее опрошенные «Секретом» эксперты говорят, что, если руководство нацелено на повышение продуктивности, важно не допустить группового мышления и поощрять новые идеи, конструктив и инициативу. Умение высказать критику грамотно, обоснованно и не задевая чувств — это определённо сильная сторона сотрудника. Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, pngwing.com, freepik.com, Unsplash, Unsplash License