Войти в почту

Свердловчан обокрали на мусоре?

Мусорная реформа стала инструментом по отъему денег у россиян. Только в Свердловской области граждане, судя по всему, переплатили миллионы, если не десятки миллионов рублей за вывоз отходов. Их никто им не вернет.

Свердловчан обокрали на мусоре?
© Уралинформбюро

Область засыпает – просыпается мафия?

Мусорной реформе в регионе стукнуло три полных года. Население привыкло платить и не задавать вопросов, территориальные мусорные схемы уже не привлекают внимания СМИ. Под покровом гражданской флегмы происходит самое интересное – "мусоровозы" получают новые контракты, тарифы меняются, а чиновники упорно рапортуют – к далекому 2030 году будут и заводы по утилизации, и раздельный сбор мусора, а сейчас ваше дело – платить.

Изменить ситуацию попытались активисты из Нижнего Тагила, которые уже давно (и вполне успешно) судятся с Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Основа спора – норматив на вывоз мусора.

В постановлении комиссии № 93-ПК от 28 июня 2018 года говорится, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для проживающих в многоквартирных домах в регионе (за исключением Екатеринбурга) составляет 0,169 кубических метра в месяц. Цифра эта крайне важна, так как итоговая сумма в платежке за вывоз мусора выводится умножением норматива на тариф.

В Нижнем Тагиле в 0,169 "куба" не поверили и пошли в суд. Не найдя правды в Свердловской области, они в итоге дошли до Второго апелляционного суда в Санкт-Петербурге. Там и победили: "Проводившиеся на территориях муниципальных образований Свердловской области в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов замеры выполнялись с многочисленными и различными нарушениями, повлекшими искажение итоговых значений".

А дальше – самое смешное. РЭК 19 февраля 2021 года выпустила постановление № 12-ПК, которым был установлен новый норматив в… 0,169 кубических метра. Это не опечатка – как сообщила тогда комиссия, цифра осталась прежней с целью "сохранения стабильного функционирования системы по обращению с отходами в Свердловской области". Что произошло бы с системой, изменись норматив, РЭК не ответила.

Они сказали, что по-другому просто не могли поступить. Норматив же нужно какой-то устанавливать. […] Нужно замеры проводить, физически они не могли их проводить, потому что это очень долго. Они знали заведомо – так, как они делают, это не совсем законно", – рассказала "Уралинформбюро" общественница Надежда Журавлева.

Можно предположить, что даже незначительное изменение норматива в сторону уменьшения может возмутить региональных мусорных операторов. Согласно обновленной территориальной схеме обращения с отходами, в первой половине 2022 года предельный тариф составит 743,84 рубля. При нормативе в 0,169 "куба" это – 125,7 рубля с человека в месяц, а при условных 0,160 "куба" (к этой цифре склоняются тагильчане) – 119 рублей. Разница в 6 рублей – это 72 рубля в год. Умножаем на миллионы жителей региона, оплачивающих вывоз мусора, и получаем сотни миллионов рублей. За них "мусоровозы" купят любого чиновника. Не это ли означает "сохранение стабильного функционирования системы по обращению с отходами в Свердловской области"?

Реформа увязла в судах

"Потом РЭК подала на кассацию, в Челябинске тоже поддержали нашу позицию. Затем РЭК подала жалобу в Верховный суд, но эта инстанция не приняла ее", – отметила Надежда Журавлева.

Очередное поражение РЭК было нанесено 13 декабря 2021 года – Свердловский областной суд удовлетворил административный иск активистов относительно февральского постановления комиссии (решение пока не вступило в законную силу).

МинЖКХ утверждает, что если мы выиграем суд, то полетит вся территориальная схема. Но для буквы закона это не имеет значения, что у них там полетит. Все нюансы должны были учитываться", – подчеркивает общественница.

По мнению юриста Веры Мангилевой, РЭК пойдет в апелляцию, хотя бы для того, чтобы оттянуть время для исполнения решения. При этом она считает, что следующий норматив будет равен 0,168 "куба". "Ситуация неординарная, в моей практике такого никогда не было, это – нонсенс", – подчеркивает она.

При этом, если какой-то гражданин решит отправиться в суд, чтобы взыскать с того же "Рифея" (регионального оператора по обращению с отходами в Нижнем Тагиле) излишне уплаченные ему деньги за все время действия "необоснованного" норматива, то это вряд ли получится – другой цифры нет, а "на нет и суда нет".

Свердловская РЭК остается уникальным органом. Длительное время ее возглавляет Владимир Гришанов. Сейчас он занимает пост исполняющего обязанности председателя – ФАС России не согласовала его переназначение на должность "полноценного" руководителя.

"В последние годы комиссия допускала систематические и грубые нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Кроме того, решения об установлении цен тарифов принимались РЭК без должного экономического и правового обоснования и не подтверждались обосновывающими материалами. ФАС неоднократно выдавала органу предписания об устранении нарушений законодательства, а также принимала решения об отмене установленных им тарифов", – заявили в антимонопольной службе летом 2020 года.

Фактически руководству Свердловской области еще тогда указали на возможные проблемы в работе комиссии. Но губернатор Евгений Куйвашев, судя по всему, сигналу не внял. Стоит отметить, что решение об отказе в согласовании кандидата на должность председателя РЭК является первым в практике ФАС. Владимир Гришанов уже длительное время остается в качестве и.о.

В 2022 году свердловскую РЭК ждет важное дело – повышение стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга. Можно ожидать скандала и похода общественников в суд?

Артём ПЕТРОВ