Часть из 22 застрявших в Казахстане грузовых составов отправлена по назначению

Странная история с застрявшими в Казахстане грузовыми вагонами. Ранее «Ведомости» сообщили, что там простаивают 22 состава с лесными грузами. А причиной стало то, что экспедитор пропал с деньгами — 370 млн рублей за перевозку составов по Казахстану.

Часть из 22 застрявших в Казахстане грузовых составов отправлена по назначению
© BFM.RU

Сами формулировки в сообщении о застрявших в Казахстане грузовых поездах несколько удивляют. Российские грузоотправители перечислили экспедитору ТОО «Альжанов А. А.» 370 млн рублей для оплаты перевозки, а он пропал с деньгами. И 22 состава, или 1600 вагонов, из-за неуплаты железным дорогам за перевозку застряли в Казахстане. И звучит это, как будто некий экспедитор спрыгнул с поезда с мешком наличных (370 млн — это 75 килограммов в купюрах по 5 тысяч). Но на самом деле экспедитор — это не просто сопровождающий. Обычно это компания с полным набором услуг, включая оформление документов, страхование, которая еще и несет ответственность за сохранность грузов в пути следования. Это один из участников цепочки, куда входят грузоотправитель, собственник вагонов, перевозчик и грузополучатель. И вот на каком-то моменте, видимо, цепочка порвалась.

Business FM связалась с гендиректором компании «ЛитКол» Андреем Кудрявцевым (его компания подтвердила журналистам информацию о простое составов). Он заявил, что не взаимодействовал с экспедитором:

Андрей Кудрявцев гендиректор компании «ЛитКол» «Мы транспортная компания и собственники вагонов, мы работаем с грузоотправителями, это грузоотправители платят вот этот тариф и работали с этим Альжановым. Мы просто им подавали свои вагоны под перевозку. Мы там попали как третье звено уже, то есть конкретно с Альжановым я никакой вопрос не могу решить, потому что я с ним не взаимодействовал».

ТОО «Альжанов А. А.», которое, по версии СМИ, пропало с деньгами, упомянуто как поставщик на портале казахстанских госзакупок. К слову, ТОО в Казахстане — это товарищество с ограниченной ответственностью, у которого есть уставный капитал. Когда-то такая форма собственности была и в России, потом ее заменили на ООО. То есть ТОО — это юрлицо, чьи услуги обычно оплачиваются по безналу. Тем более когда речь идет о такой крупной сумме.

Business FM позвонила непосредственно гендиректору, в честь которого названа компания, — Алишеру Альжанову. Он сразу взял трубку и переадресовал нас к заместителю:

— Давайте я вам номер заместителя дам, вы с ним поговорите. Он вам на все вопросы ваши ответит. Хорошо?

— Давайте. Какой?

— Можете номер записать?

— Давайте.

Заместитель Альжанова в предварительном разговоре назвал публикации в СМИ «вбросом», сказал, что есть недоброжелатели и они понесут за это ответственность. Пообещал дать официальный ответ от пресс-службы компании. Но на момент публикации материала в редакцию он так и не поступил. О ситуации говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта «Такие вещи возникают редко, и, учитывая, что в принципе экспедитор, с которым до этого определенный промежуток времени работали грузотправители, не вызывал особых нареканий, там глубина предоплаты была нормальная, и уровень скидки, которую он предоставлял, всех устраивал, грузовладельцы с ним работали в нормальном режиме. Сама ситуация немножко нестандартная в сегодняшних условиях, потому что по уровню цифровизации сегодня определить плательщика, по каким территориям, где, чего идет, не так сложно».

Обращает на себя внимание и то, что простой 22 составов пришелся на время беспорядков в Казахстане. А компания-экспедитор прописана в Алма-Атинской области. Во второй половине четверга Казахстанские железные дороги официально сообщили, что четверть застрявших вагонов отправлены к станциям назначения. Оплата за перевозку получена. Но когда и от кого пришли деньги — неизвестно. И в свете всех деталей история с пропавшим с сотнями миллионов рублей экспедитором выглядит странной.