Где живет Фемида?
Фото: PierreDesrosiers, istockphoto.com
Королевский судный двор в Лондоне, Великобритания «Наглядный пример свободной композиции, без классической симметрии, но при этом не лишенный дисциплины», – так описал здание Королевского суда в Лондоне британский историк искусства и архитектуры Николаус Певзнер. Это один из крупнейших дворов в Европе и памятник архитектуры I степени в викторианском готическом стиле. Долгое время Королевские суды располагались в Вестминстерском дворце, но в XIX веке для них решили построить отдельное здание. Королевский судный двор в Лондоне. wikiwand.com После конкурса длиной в год из 11 архитекторов был выбран Джордж Эдмунд Стрит (George Edmund Street). В 1873 году строительство начала компания Messrs Bull & Sons of Southampton, однако рабочие устроили забастовку, и процесс затормозился. Руководство привлекло каменщиков из Германии, что еще больше разозлило бастующих. В итоге строительство затянулось на восемь лет, и 4 декабря 1882 года здание суда официально открыла королева Виктория – картина художника Генри Танворта, изображающая это событие, сейчас висит в правительственной коллекции произведений искусства. Фото: Weber / Shutterstock.com, enjourney.ru Чтобы построить двор на участке площадью 30 тыс. м2, пришлось снести 450 домов, где жило около 4 тыс. человек. Сейчас в огромном особняке находятся Высокий суд правосудия и Апелляционный суд Англии и Уэльса. Здание возведено из серого портлендского известняка, а главный фасад состоит из двух башен с готическими шпилями и арочного дверного проема, который ведет в Большой зал. Над проемом – фронтон с окном-розой и скульптура Христа, а по бокам от нее – Моисей, Соломон и первый король Англии Альфред Великий. Еще одна заметная деталь – скульптуры кошки и собаки, символов вечного спора защиты и обвинения. Федеральный суд в Солт-Лейк-Сити, США «Без окон, без дверей, полна горница людей» – лучшее описание суда в городе Солт-Лейк-Сити. Здание, спроектированное архитектурным бюро Thomas Phifer and Partners, заметно возвышается над соседним, еще больше привлекая внимание странным видом. На первый взгляд кажется, что в нем и правда нет окон, но если приглядеться, то понимаешь, что все не так просто. Фасад полностью остеклен, что издалека и придает ему вид белой бетонной стены, но когда подходишь поближе, то через стекло видно все происходящее внутри. По задумке архитекторов прозрачность фасада символизирует честность и открытость американской судебной системы. Современная архитектура здания суда в Солт-Лейк-Сити. Фото: Scott Frances, archi.ru В здании десять этажей, на которых расположились десять залов заседаний, 14 кабинетов судей, офисы секретаря, Службы судебных приставов и Службы пробации США. Для посетителей обустроен трехэтажный вестибюль, ярко освещенный солнечным светом через панорамные окна. Архитекторы отмечают, что «дневной свет в интерьере здания – неотъемлемое качество общественного и индивидуального пространства». Снаружи здание облицовано алюминиевыми вставками, которые наклонены под разными углами. Эти элементы в сочетании со стеклом придают зданию почти люминесцентное свечение, а зеленый ландшафт вокруг и обустроенная дорожка между новым и историческим зданиями суда формирует некую связь времен. Дворец правосудия в Риме, Италия Местные называют здание суда Palazzaccio, что в переводе с итальянского означает «плохой дворец». Причина такого неприятного прозвища в том, что строительство тянулось очень долго и потребовало таких больших затрат, что у людей закрались подозрения в коррупции и отмывании денег. Здание считается одним из самых грандиозных в Риме. Прежде чем начать строительство, рабочие столкнулись с массой проблем и находок одновременно. Среди первых – то, что участок находится на аллювиальных почвах (в пойме реки), поэтому фундамент оснащали дополнительными массивными бетонными платформами. А среди вторых – во время работ в земле нашли артефакты: скелет молодой женщины с куклой из слоновой кости и несколько саркофагов, которые сейчас выставлены в археологическом Центре Монтемартини. Дворец правосудия. Фото: Blackcat, wikipedia.org Дворец строили по проекту архитектора Гульельмо Кальдерини (Guglielmo Calderini). Первый камень заложили 14 марта 1888 года, и только спустя 22 года, 11 января 1911-го, суд официально открыл король Виктор Эммануил III. Сейчас здесь располагаются Верховный Кассационный суд Италии и Судебная публичная библиотека. Здание построено из травертинского известняка, в стиле позднего ренессанса и барокко. На главном фасаде возвышается бронзовая колесница, а вдоль стены установлены десять статуй итальянских юрисконсультов. В зале Верховного суда можно увидеть фрески скульптора Чезаре Маккари, которого парализовало до окончания работ, из-за чего их пришлось закончить его ученику, Париде Паскуччи. Скульптурная группа над входом во Дворец правосудия. regnum.ru Дворец прав человека в Страсбурге, Франция Монументальное здание с круглыми башнями символизирует весы правосудия. Его стеклянно-бетонная урбанистичность оживляется за счет красных и синих элементов. Во внутреннем дворе много зелени – английский архитектор сэр Ричард Роджерс (Richard George Rogers) настаивал на зелени, чтобы нейтрализовать «бетонный эффект, как на парковке». Он, кстати, проектировал Центр Помпиду в Париже и был одним из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Проект готовили десять архитекторов, десять инженеров, три экономиста и три ландшафтных дизайнера, а общая площадь дворца составила 28 500 м2. Строительство завершили за два года, в декабре 1994-го, а церемония открытия прошла 29 июня 1995-го с участием многих политических деятелей. Только вдумайтесь в эти цифры – на строительство и оснащение здания потратили 15 тыс. м3 цемента, 450 т металлических рам, 500 км электрических кабелей, 5500 лампочек и 500 метров конвейеров для документов, которые автоматически движутся по коридорам в тоннели и отвозят документы в отдаленные архивы. Ну просто Министерство магии! Европейский суд по правам человека. Фото: AFP 2021 / FREDERICK FLORIN, az.sputniknews.ru В суде обустроена тюремная камера для людей, которые хотят лично присутствовать на слушании своего дела, но находятся в местах лишения свободы. Есть и произведения искусства: во дворе установлены четыре фрагмента Берлинской стены (дар правительства Германии) как символ надежды всех европейцев на свободу, а также дар правительства Швейцарии – скульптура «Семеро окаменевших», изображающая жертв психологического и физического насилия, она символизирует роль Совета Европы в защите прав всех людей. sovetnik.eu Городской суд в Хасселте, Бельгия Еще одно необычное оформление суда – в форме прямоугольника, из которого «вытекает» капля. Остекленное здание со светло-коричневой окантовкой построено в 2008 году по проекту бюро Jürgen Mayer H Architects. По словам архитекторов, на такую форму и облицовку их вдохновили листья фундука, изображенного на гербе города Хасселт. Этот же мотив повторяется внутри здания в виде рельефа листа на стене в главном фойе. А оформление фасада стальными материалами навеяно промышленным наследием района – раньше здесь располагалась железнодорожная станция, но городская администрация решила освежить квартал, построив парк, офисы, гостиницы и современные жилые здания. Городской суд в Хасселте. Фото: Filip Dujardin, arch2o.com; spatiulconstruit.ro Здание вмещает не только шесть судов разных уровней, но и университетскую библиотеку и аудитории юридического факультета, а в центральной башне высотой 64 м еще и ресторан с панорамным видом. Архитекторы из бюро Jürgen Mayer H Architects отмечают, что раньше здания судов строили масштабными и громоздкими, чтобы «возвышаться» над обывателем, а сейчас от этой тенденции отходят – в пользу архитектуры «в масштабе человека», плавных краев и теплых оттенков.