Приватизационный сюрреализм от «людей из Лондона»
ОАО «Кучуксульфат» – один из крупнейших в России производителей природного сульфата натрия – продолжает бороться против рейдерского захвата, с которым руководство предприятия сравнивает иск Генеральной прокуратуры РФ, поданный в октябре 2021 года в арбитражный суд Алтайского края.
По мнению истца, 30 лет назад члены трудового коллектива «Кучуксульфата» незаконно приватизировали завод. В самом «Кучуксульфате» очень удивлены, что вопрос о незаконности приватизации вообще мог возникнуть, и полагают, что данная сюрреалистическая ситуация требует глубокого внимания федеральных СМИ. Об этом, в частности, рассказали сегодня председатель совета директоров «Кучуксульфата» Василий Гамаюнов и начальник юридического департамента предприятия Ирина Волкова на пресс-конференции в «Интерфаксе».
На пресс-конференции Василий Гамаюнов рассказал, что успехи «Кучуксульфата» привели к интересу со стороны «бизнес-структур, которые занимаются недружественными поглощениями», и с 2017 года в этом направлении ведется активная деятельность, увенчавшаяся почему-то вышеупомянутым иском Генпрокуратуры.
«На нашем примере просто можно разбирать анатомию рейдерства. С 2017 года пошел вброс клеветнических материалов, десятки телеграм-каналов распространяют про нас жуткую клевету, что якобы мы не платим миллиарды налогов, убиваем экологию и т.д. На основе этой клеветы идут заявления разных статусных людей, которые вдруг становятся озабочены ситуацией вокруг «Кучуксульфата» и старательно берут из интернета те же «факты», требуя проверить нашу деятельность. С 2017 года мы перетерпели 80 проверок, только за год 300 запросов, полтора метра бумаг», – сообщил Василий Гамаюнов, добавив, что за подобными проверками на самом деле стоит одно – с помощью угрозы банкротства или попытки приостановить лицензию сделать предприятие легкой добычей рейдеров.
Впрочем, ОАО «Кучуксульфат» оказался значительно более твердым орешком. «Итог всего этого давления – ноль. Ни одного нарушения не нашли, ни на рубль не оштрафовали, не было ни уголовных дел, ни привлечения к ответственности директора», – отметил Василий Гамаюнов.
И тогда неожиданно кому-то пришла мысль вернуться назад, в 90-е годы, и проверить законность приватизации «Кучуксульфата».
«Когда пошли запросы по приватизации, думал, шутка какая-то, – признается Гамаюнов. – 30 лет назад была приватизация, и ее сделали не мы, а трудовой коллектив. В упомянутых мной 40-50 клеветнических материалах не было даже ни слова о нарушении приватизации. На сегодня есть иск Генпрокуратуры об истребовании у действующих акционеров акций предприятия. 95% предприятий в России приватизировались именно так, как «Кучуксульфат». И в случае удовлетворения иска под угрозой практически весь бизнес в России, мы не залоговые аукционы, вы понимаете, о чем я говорю».
Как уже писала «СП», документально подтверждено, что «Кучукский сульфатный завод никогда не входил в перечень предприятий, запрещенных к приватизации, либо в перечень предприятий, которые подлежат приватизации по решению Правительства. Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края, наделенный правом территориального агентства Госимущества России, в соответствии с распоряжением ГКИ РФ № 45-р от 05.02.1992 и законодательством того периода провел приватизацию Кучукского сульфатного завода, которая затем проверялась органами прокуратуры и другими государственными органами.
Говоря о 30-летнем опоздании с иском, Ирина Волкова отметила, что общий срок исковой давности составляет всего 3 года. «Тем не менее, прокуратура утверждает, что государство вот только сейчас узнало о незаконной приватизации. Мы, естественно, это опровергаем, мы нашли материалы многочисленных прокурорских проверок, которые проводились еще в 90-е годы», – сообщила начальник юридического департамента предприятия.
Тем не менее, в прокуратуре, как уже отмечало наше издание, считают, что Кучукский сульфатный завод был неправильно акционирован после развала СССР и «все последующие действия, в том числе покупка актива нынешними акционерами в 1999 году, также являются нарушением закона».
В ответ собственники компании выразили готовность подать к первым акционерам предприятия (вместе с наследниками – около 3 тысяч человек) регрессные иски, если требования Генпрокуратуры об изъятии актива будут удовлетворены. Первые акционеры, как отмечал Василий Гамаюнов, будут вынуждены подать в суд уже на госорганы, в частности, алтайский Комитет по имуществу. Такое вот колесо российской приватизационной сансары.
Кто же эти люди, которые занимаются недружественными поглощениями настолько успешно, что запускают приватизационное колесо вспять? Василий Гамаюнов сообщил, что давление на «Кучуксульфат» с 2017 года сопровождалось настоятельными попытками приобрести акции.
«Под это давление неоднократно выходили те, кто интересуются активами. В том числе с угрозами физической расправы. Выходили люди из Лондона, Австрии, все они обозначали интерес от конкретной структуры. Но им не удалось купить ни одной акции. Было возбуждено уголовное дело по принуждению меня к продаже акций, я находился под госзащитой несколько месяцев в виду реальности этих угроз», – рассказал он.
Председатель совета директоров «Кучуксульфата» отметил, что заявление на 13 листах о противоправном рейдерском мероприятии было подано главе СКР Александру Бастрыкину, но сейчас называть фамилии ему не позволяет тайна следствия.
Еще один интересный вопрос, который корреспондент «СП» озвучил на сегодняшней пресс-конференции, касается вложений в «Кучуксульфат» уже после приватизации. За последние 20 с лишним лет в предприятие инвестировали 14 млрд рублей, увеличив производственные мощности в два с половиной раза, производительность – в 5 раз. Налоговые отчисления достигли внушительных 1,7 млрд.
«Действительно, наш адвокат задал вопрос в ходе заседания, вы какой завод хотите взять, тот старый, который шел к банкротству, или вот этот за 17 млрд, который они построили, вложив не только деньги, но и свой 20-летний труд. И в ответ прозвучало – да, акции вот этого современного и успешного завода. Почему? Это никак не может вязаться ни с правом, ни с логикой, ни со справедливостью к акционерам», – заявил Василий Гамаюнов.
1,7 млрд налоговых отчислений «Кучуксульфата» во все уровни бюджета (предприятие входит в ТОП-10 самых крупных налогоплательщиков региона) – это вопрос выживания, в частности, жителей моногорода Степное Озеро.
Хотя «Кучуксульфат» храбро сражается с рейдерами, но все это давление не могло не сказаться на деятельности предприятия. По словам Василия Гамаюнова, в последние годы в результате репутационных потерь контрагенты начали работать с предприятием по предоплате, банки отказывают в кредитах. Проблемы «Кучуксульфата» означают уменьшение налоговых отчислений и трудности с бюджетом.
Ситуация уже влияет на жизнь поселка, в частности, была закрыта построенная заводом станция питьевой воды «Родничок». Теперь посельчанам приходится тратить средства на бутилированную воду из магазина.
А ведь социальная сфера на предприятии является во многом примером для подражания, именно так ее охарактеризовал Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов, посетив в прошлом году моногород (подробнее в материале «КП» «Алтайская сказка в Степном Озере»).
Василий Гамаюнов отмечает, что социальная защита на предприятии «как в СССР», плюс лучшие современные практики. Коллективный договор на заводе продлевается каждые три года и включает ежегодную индексацию зарплат. Средняя зарплата на «Кучуксульфате» составляет 56 тысяч при 30-ти в регионе.
«Приглашаю всех журналистов приехать к нам в моногород, посмотреть, пообщаться с людьми. Лучшие школы, роддом, рекреационная зона. Пятый митинг собирается, 4 тысячи человек подписали обращение к президенту о содействии прекращению давления на предприятие. Пенсионеры подходят, говорят, что можно сделать, скажите, мы поползем. Очень тревожная ситуация для всего района. Краевой бюджет потерял – и чего этим добились, зачем ломают то, что хорошо работает и для людей, и для себя? Для инвесторов в России это плохой знак. Если с успешным и соцориентированным предприятием так расправляются, инвесторы задумаются, может лучше благополучие где-то в Испании строить? У нас, акционеров, один вопрос – за что с нами так? Сколько предприятий превратились в ничто, и мы не слышим о привлечении к ответственности за это. За нами правда, и мы решительно настроены на защиту своих активов» – заверил Василий Гамаюнов.