Мини-БУМ. Коронавирус повел приморцев в магазины

Приморцы хоть и не массово, но скупают электронику и бытовую технику. Эксперты называют несколько причин роста спроса, сходясь на том, что мини-бум связан с очередным всплеском пандемии COVID-19 и инфляционными ожиданиями, скупают все во многом и за кредитные средства.

Мини-БУМ. Коронавирус повел приморцев в магазины
© Konkurent.ru

Виктор Белкин, экономист: «Самый очевидный фактор – ковид. Люди стали больше работать на удаленной работе, и у многих появилась необходимость в технике – покупают новую или более дорогую и качественную. Тем более в условиях, когда растут цены на товары и услуги в России и на мировом рынке».

Александр Исаев, экономист: «Опасаясь дальнейшего роста цен, россияне стремятся во что-то вложить свои деньги, чтобы они не сгорели. Инфляция в России в 2021 г. составила почти 8,4%, это очень большой показатель. Плюс наложились расходы ретейлеров – в первую очередь логистические, так как по ряду направлений стоимость доставки товара выросла в 5–7 раз. Настроения неопределенности усугубляют политические факторы – растущая напряженность в отношениях с Украиной еще больше увеличивает инфляционные ожидания».

По словам генерального директора ООО «Центр развития инвестиций» Марины Макеевой, в ситуации экономической неопределенности те, кому позволяют средства, вкладываются в недвижимость, а те, у кого более скромные доходы, покупают новый холодильник или мультиварку. Причем новая квартира требует новой бытовой техники. По данным Центробанка, за 2021 г. приморцы взяли более 25 тыс. ипотечных кредитов, установив новый месячный рекорд в декабре – свыше 2,7 тыс. заключенных сделок.

Марина Макеева: «Спрос на бытовую технику возникает тогда, когда есть повышенный спрос на готовую строительную продукцию. По большому счету, строительство – это лакмусовая бумажка развития общества. Активизация на строительном рынке всегда приводит к росту практически во всех областях экономики. Соответственно, новая квартира требует вложений. И если раньше посудомоечная машина была редкостью, то теперь она есть во многих домах. Я бы сказала, что здесь сошлись несколько факторов: рост цен, пандемия, правильное позиционирование техники, возможность получить ее в кредит и активность на рынке недвижимости в том числе».

Как отмечают эксперты, рост цен на рынке БТиЭ только продолжится, хотя, кажется, они уже и достигли потолка. В 2021 г. цены на бытовую технику, например, выросли примерно на 10–30% в зависимости от группы товаров. За январь – октябрь 2021 г. средний чек на аудиовидеотовары прибавил 17% по сравнению с тем же периодом 2020-го, на крупную бытовую технику – на 6%, на малую – на 2,4%.

Продолжаются перебои и на рынке видеокарт: в прошлом году они практически исчезли из магазинов электроники, а цены даже на виртуальные выросли в несколько раз. Вслед за ними ценовая волна накрыла и другие компьютерные составляющие. Эксперты обвиняли в этом майнеров. Однако после предложения запретить криптовалюты в России ряд площадок, продающих оборудование для их майнинга, зафиксировали резкое снижение спроса.

Так, число предложений о продаже видеокарт в январе увеличилось на 12% по сравнению с декабрем 2021 г., спрос на них снизился на 4%, а средний чек покупки составил 24 тыс. рублей (–8% к цене декабря). В частности, видеокарту GTX 660 выставляли на продажу на 14% чаще, но после доклада ЦБ пользователи интересовались этим товаром на 10% меньше по сравнению с неделей до доклада. Видеокарту GTX 960 предлагали на 6% чаще, а GTX 970 – на 5% чаще. После доклада этими товарами интересовались, соответственно, на 9 и 21% меньше.

Впрочем, видеокарты, выставляемые на продажу по рекомендованным производителем ценам, моментально разбираются перекупами. Дмитрий Алексеев, глава DNS: «Фундаментально причина – все та же: мы занимаемся не своим делом. Вместо того чтобы делать доступным для множества клиентов множество товаров, мы распределяем дефициты».

Виталий Дубовой, соучредитель «Домотехники» поясняет, что цены формируются исходя из объема заказа. Поставщики сегодня работают исключительно под заказ, товар поступает из Китая, Южной Кореи, российских регионов, где ведущие производители держат свои производства. Чем крупнее заказ, тем более выгодную цену получит ретейлер. При этом емкость дальневосточного рынка ограничена из-за его удаленности и небольшого количества населения – чтобы продавать больше, сетевикам не хватает трафика.

Виктор Белкин: «Цены могут снизиться только на устаревшую продукцию, которая тем дешевле, чем дальше от года выпуска и поступления в продажу. Другие варианты едва ли возможны. Растет стоимость сырья и энергии, растут расходы ретейлеров, соответственно, предпосылок для снижения цен нет».