EUobserver: ЕС готовится включить Россию в серый список налоговых убежищ
Евросоюз готовится включить Россию в серый список налоговых убежищ, сообщает EUobserver со ссылкой на проект документа. Попадание в такой список — индикатор того, что юрисдикция не соответствует международным стандартам налоговой конкуренции. По информации издания, перечень расширят с 15 до 25 юрисдикций; кроме России, в него попадут Израиль, Бермуды и Британские Виргинские острова. Предполагается, что новую редакцию списка утвердят 24 февраля на заседании Евросовета.
Вероятная причина включения России в серый список — существование в стране специальных административных районов — САР. Это остров Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Вот что говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Изначально этот режим был создан якобы для того, чтобы позволить переносить офшорные компании на территории РФ в целях деофшоризации. Но, к сожалению, для всей мировой общественности стала известна основная цель, она была связана не с деофшоризацией, как они считают, а с защитой подсанкционных лиц. Россия, создав специальные административные районы, по мнению ЕС, создала условия, являющиеся огорожением от общего налогового режима для избирательного предоставления налоговых льгот с учетом общей позиции, которая существует с 1998 года. Нужно понимать следующее: хочет ли Евросоюз, чтобы САР прекратили существование или ввели такие же требования к действительному эффективному присутствию и наличию офисов, как в отношении Британских Виргинских островов, Бермуд и остальных офшоров. Пока непонятно, то есть официальные власти должны указать, будут ли САР продолжать или нет. Потому что серый список — индикативный показатель, который предшествует черному списку, в результате которого уже могут последовать санкции и вопросы, связанные с более сложным проведением финансовых операций и ограничений представления преимуществ по соглашению об избежании двойного налогообложения. Если говорить о фактическом соблюдении требований САР, то есть перенос туда реальных офисов, наполнение персоналом, их реальное несение затрат и выполнение конкретных функций, то это, наверное, косметическая ситуация. Если ЕС будет категорически против создания такого инструмента, это уже другой вопрос. Тут горе-создатели САР должны понимать, что они с самого начала приняли решение неправильно, их нужно отменять. С учетом того, что есть еще такая политическая составляющая, я думаю, что тут дело будет решаться долго».
САР появились в России в 2018 году после того, как США применили санкции к нескольким российским компаниям и их собственникам. Они позволяют сменить корпоративную прописку — провести полную миграцию иностранных компаний в Россию и получить налоговые льготы. Минфин еще в 2021 году сообщал, что ведет с ЕС переговоры, чтобы не допустить признания САР «вредоносными» налоговыми режимами. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов заявлял, что САР нужно «донастроить» так, чтобы он соответствовал «критериям так называемых справедливых налоговых практик». Чтобы снять претензии ЕС, у зарегистрированных в «русских офшорах» компаний должно быть реальное присутствие — офисы и сотрудники, а особый налоговый режим должен быть доступен не только иностранным компаниям, которые решили сменить прописку, но и российским.