Журналистское расследование OCCRP: политическая элита Казахстана держала деньги в швейцарском банке
Деньги Касым-Жомарта Токаева в Credit Suisse. Расследование, проведенное Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) совместно с журналистами из 39 стран, обнаружило средства ряда чиновников постсоветских стран и, в частности, родственников президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и его предшественника Нурсултана Назарбаева в швейцарском банке Credit Suisse. Насколько публикация «Секреты Credit Suisse» может повлиять на внутреннюю казахстанскую политику и на банковскую систему Швейцарии?
Ни у Токаева, ни у его жены никогда не было бизнеса или какого-то другого источника богатства. Впрочем, его сын Тимур недолгое время был указан как совладелец нефтяной компании, указано в расследовании. Но ему в то время было всего 18 лет. Нельзя сказать, что размер обнаруженных сумм поражает воображение. На счетах родственников Нурсултана Назарбаева, который тогда был президентом Казахстана, их было обнаружено в десятки, если не сотни раз больше. Вряд ли публикация этой информации серьезно скажется на банке, так как уже несколько лет швейцарская банковская система работает по-другому, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Если говорить о банковских тайнах и секретах Швейцарии, то можно сказать, что по факту они скончались в году 2016-м, когда в ЕС были направлены первые данные по автоматическому обмену, а затем в 2018-м уже году были направлены в РФ. Нужно не забывать, что с 2015 года очень многие изменения были проведены, в общем-то, банковской системой Швейцарии, в частности, в отношении противодействия легализации денежных средств, в отношении обязанности выявлять, закрывать счета подозрительные. Ничего нового, конечно, эти утечки не дадут. Историческая ретроспектива».
Как выяснили расследователи, счета в Швейцарии семьей Токаева были открыты еще в 1998 году. Сколько всего денег прошло через них, неизвестно. Согласно утечке данных, которые анонимный источник передал немецкой газете Suеddeutsche Zeitung, максимальное движение было зафиксировано в 2005-м — 1,5 млн швейцарских франков. Вскоре после этого счета были закрыты, а средства переведены в офшорные компании и банки. При этом разные годы Токаевы также приобрели имущество в Москве и Женеве стоимостью как минимум 7,7 млн долларов. В частности, Тимуру Токаеву принадлежат апартаменты в жилом комплексе Fusion Park в Москве, указывается в публикации OCCRP. Впрочем, подчеркивают расследователи, в последние годы российские власти стерли все упоминания о них в реестре недвижимости.
Определенный резонанс в Казахстане публикация, возможно, будет иметь. Но очень незначительный, считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков:
Михаил Нейжмаков ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций «Общественность в этой стране привыкла к тому, что вокруг представителей правящей элиты всегда существуют слухи о существенных активах, которые им принадлежат, поэтому если это заденет чьи-то эмоции, то, может быть, очень небольшого числа жителей, которые и так настроены оппозиционно. В ближайшие несколько недель Казахстан ждут внутриполитические события достаточно резонансные с участием Токаева. Назначен на 1 марта съезд правящей партии «Нур Отан». Кроме того, это президентское послание, которое, предположительно, будет в середине марта. Там наверняка будут затрагиваться вопросы борьбы с коррупцией. Поэтому возможно, что кто-то и попытается использовать нынешние публикации в информационной войне против Токаева. Я не думаю, что ему будет нанесен какой-то серьезный урон».
Швейцарские банки исторически работают с сомнительными клиентами — от нацистов до самых жестоких диктаторов-автократов современного мира, пишет консорциум OCCRP. Но отмечает, что они не раз обещали исключить недостойных людей из числа клиентов — и держали слово, что заслуживает похвалы. Расследователи предъявляют претензии скорее не к самому банку, а к системе регулирования.
Credit Suisse со своей стороны заявил, что журналисты занимаются «намеренной дискредитацией банка и швейцарской финансовой системы». И что случаи, о которых упоминается в расследовании, «в основном из давнего прошлого».