Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запретила платежи через банк ВТБ

Центр обслуживания клиентов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) предупредил агентства по продаже авиабилетов о невозможности проводить платежи через российский банк ВТБ, включенный в пакет блокирующих санкций со стороны США и Великобритании.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запретила платежи через банк ВТБ
© TourDom

«Уважаемые коллеги, в связи с ограничительными мерами, введенными в отношении банка ВТБ, просим вас немедленно прекратить любые платежи, связанные с денежными переводами BSP, до дальнейшего письменного уведомления от IATA», – сообщается в рассылке, которую получили агентства по продаже авиабилетов (есть в распоряжении TourDom.ru) в ночь на 25 февраля.

BSP – это система, которая контролируется IATA и используется для расчетов между авиакомпаниями и их агентами. Таким образом, до тех пор пока IATA не выберет другой банк, розничные компании лишатся возможности рассчитываться за билеты через систему BSP (в нее входит порядка 150 перевозчиков, главным образом иностранных. – Ред.). Агентам придется либо остановить продажи, либо задействовать другие варианты. В частности, часть платежей можно проводить через российское АО «ТКП» (ранее – Транспортная клиринговая палата), услугами которого по состоянию на 1 февраля пользуются 78 авиакомпаний – в основном это небольшие российские перевозчики. Чтобы продавать билеты крупных авиакомпаний – «Аэрофлота», а также иностранных перевозчиков, агентам необходимо подключиться к ним через протоколы прямой интеграции – такая возможность уже реализована у всех ключевых игроков, поэтому катастрофических последствий для рынка продаж авиабилетов из-за санкций не будет. Как объяснил TourDom.ru представитель одной из компаний, до 90% продаж сейчас идет, минуя BSP. «Мы платим напрямую в авиакомпании», – сообщил источник. Кроме того, он обратил внимание, что начиная с 2020 года подавляющее большинство транзакций связано с оплатой билетов по России, а не за рубеж.

Однако проблема в том, что именно через BSP агенты рассчитывались с авиакомпанией Turkish Airlines, одной из самых востребованных у российских пассажиров. Какое-то время розница может продавать билеты, используя в качестве обеспечения свои банковские гарантии (они обязательны для членов IATA), но как только лимит будет исчерпан – продажи придется прекратить, поэтому представители билетного рынка сейчас ждут разъяснений от IATA о возможности расчетов через другой банк или банки.

Кстати, еще один вопрос, который сейчас волнует рынок, касается как раз банковских гарантий. «Пока неясно, от каких банков IATA будет их принимать в качестве обеспечения расчетов. Так что побочные эффекты от санкций, возможно, будем ощущать еще долго», – поделился мнением один из экспертов.