X5 Group вслед за «Ашаном» ограничивает продажу товаров в одни руки
X5 Retail Group ввела ограничения на реализацию социально значимых товаров в одни руки. Ранее так же поступил и «Ашан». Такое разрешение продуктовым сетям дали в Минпромторге.
Десять килограммов сахара, десять бутылок растительного масла, пять пачек муки, три пачки соли, крупы, макароны — не более десяти упаковок в одни руки — такие ограничения ранее ввели в сети «Ашан». Схожие правила теперь будут и в «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели», которые входят в X5 Retail Group.
В регионах были случаи, когда социально значимые продукты закупались тоннами для перепродажи, заявили в Минпромторге. Такие закупки проводит небольшой ретейл, он и раньше так делал. Но сейчас его можно понять, заступается за коллег совладелец торгового дома «Реалъ» Александр Мышинский:
Александр Мышинский совладелец торгового дома «Реалъ» «Оптовики и производители, кто-то остановил, кто-то ограничил продажу малому и среднему бизнесу — просто не могут купить товар, для примера можно привести сахар. На опте если покупать, 20 тонн, цена сейчас сахара 68 рублей в лучшем случае, для мелкого опта — 80 с лишним. Понятно, что те, у кого маленькие магазинчики, не могут купить сахар вообще, им, естественно, выгоднее пойти и купить весь товар в федеральных сетях. Получше ситуация с подсолнечным маслом, с крупами, там не такая большая разница».
Санкции и отказ посредников работать с российским бизнесом привели к нарушению цепочек поставок и сокращению производства даже базовых продуктов. Запас прочности здесь не очень большой. Резкого роста цен сейчас не видно только потому, что большинство товаров произведено месяц-два назад, отмечает гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков:
Иван Федяков гендиректор агентства INFOLine «Многие предприятия сейчас заявляют, что они не то что нарастить объемы производства не смогут, но они сейчас сталкиваются с большими проблемами поддержания текущих объемов производства, станки, комплектующие, ингредиенты сплошь и рядом были импортные, сейчас практически все логистические компании отказываются работать с российскими грузами, просто банально не привезти. Большинство поставщиков вынуждены переходить на стопроцентную предоплату. С учетом ключевой ставки это полностью уничтожает их маржу, и, по сути дела, работа становится в убыток».
Аналитики отмечают, что вслед за сокращением производства и проблемами с логистикой страдает упаковка. Поставщики уже отказывают в поставках бумажных и пластиковых упаковок либо повышают цены на свои услуги на треть. А по данным «Руспродсоюза», доля упаковки в себестоимости муки составляет около 15%, в гречке — 20%, в макаронах — 30%, в соках — все 40%. Главный производитель упаковок — Tetra Pak — сообщил, что в России пока остается. Но от этого не легче, говорит один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин. Он в том числе выпускает молоко:
Владислав Чебурашкин один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» «Мы в основном используем ПЭТ-тару, ПЭТ-упаковку, и сейчас чувствуется сложность с поставками преформ. Пластика почему-то не хватает, мы ищем альтернативы тому же ПЭТу. Мы поставили стоявший у нас законсервированный аппарат по розливу молока и продуктов в Pure-Pak — это бумажные пакеты, но, по-моему, сегодня или вчера Pure-Pak решил уходить с рынка, то есть будут сложности. Все остальное, что касается стаканчиков, тоже сложно. Картон — это и удорожание идет, и нужно закрыть текущие долги, потому что обычно отсрочка дней 30 идет, теперь надо закрыть и платить предоплату, чтобы получать упаковочный материал. Это сложно. Мы ищем других поставщиков. Надеемся, что Азия поддержит».
Минпромторг, как пишут СМИ, может разрешить продавать хлеб и овощи через торговые сети без упаковки, чтобы снизить издержки. Пока этому мешают санитарные правила. Во всяком случае, для производителей овощей упаковка сейчас не главная проблема, говорит директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков:
Михаил Глушков директор Национального союза производителей плодов и овощей «Упаковка в прошлом году подорожала на 50%, это за год. В этом году она продолжает дорожать, и это, конечно, крайне негативно отражается на цене продукции на полке. Что касается овощей — здесь всегда была разрешена продажа овощей без упаковки. У нас таких проблем не было. «Борщевой набор» продается и мытый, и фасованный, но он также продается и навалом. Основная сейчас сложность — погашение кредитов на строительство теплиц. Более 300 млрд рублей привлечено, а ключевая ставка выросла, и вот сейчас мы надеемся, что Минсельхоз России нас по этим вопросам поддержит».
Сейчас основные сети — X5 Retail Group, «Ашан», «Магнит», «Оʼкей» — еще и ограничили наценку на социально значимые товары. Теперь она не может превышать 5%. Касается это молока, овощей, хлеба и сахара. Как считают в ФАС, мера «повысит доступность продовольственных товаров» для россиян.