Последствия санкций для российского бизнеса: недвижимость, кафе, технологии виртуальной реальности

Российские предприниматели продолжают рассказывать Business FM о последствиях ограничений, с которыми они столкнулись в результате санкций:

Последствия санкций для российского бизнеса: недвижимость, кафе, технологии виртуальной реальности
© BFM.RU

Председатель совета директоров, основатель экосистемы Kalinka Екатерина Румянцева:

«За два месяца до начала всех событий компания Kalinka Group открыла свой офис Middle East со штаб-квартирой в Дубае. Вот наш офис на Ближнем Востоке ощущается следующим образом, что существуют большие сложности с оплатой покупок со стороны русских клиентов, безусловно, есть высокая тревожность со стороны русских клиентов, как бы Дубай тоже не ввел санкции, поэтому все в срочном порядке оформляют себе компании, визы, перемещают сюда свой капитал всеми возможными и невозможными способами. Мне кажется, что сейчас происходят похожие события, которые были во время революции в 1917-1919 годах, когда обеспеченные люди бежали из России, вот у меня такое ощущение, что я нахожусь где-то в Париже в 1918 году. Потому что огромное количество бизнесов сейчас в срочном порядке переезжают в Арабские Эмираты, люди перевозят свои семьи и релокируют свой капитал подальше из страны. Касательно московского офиса, у большинства сотрудников очень подавленное состояние, процентов 10-15 сотрудников выразили свое желание переехать в Дубай для активной работы, потому что здесь очень активный рынок. Касательно московских всех историй, конечно, в очень тяжелом положении находятся иностранцы, буквально за день-два до того, как появился закон, запрещающий реально оформлять переход права собственности от иностранных граждан к другим российским гражданам и вообще транзакции с недвижимостью и с активами, начался большой-большой ажиотаж со стороны иностранных собственников по поводу продаж своих активов, сделки мы сделать не успели, они стоят на стопе, сейчас создана специальная комиссия, которая рассматривает, каким образом все-таки иностранцы могут реализовывать свои активы. Вчера на себе ощутила санкции таким образом, что я не смогла расплатиться своей картой за такси, и когда я пришла в банкомат, было написано, что все мои Mastercard больше не действуют. Я в данный момент нахожусь в Дубае. Интересное наблюдение, что при этом появились люди по всей Европе, которые заинтересованы в покупке активов русских клиентов, люди готовы к срочному выкупу, есть такие, скажем, люди, которые ищут интересные предложения на вот кризисном рынке, русских клиентов, русских активов».

Управляющий партнер сети вьетнамских кафе Lao Lee Леонид Пятильройд: — На ежедневном режиме пока на данный момент никак не отражается, потому что прошло слишком мало времени. Те страны, которые завозят в Россию продукты, сырье, которое мы используем, дружественные по отношению к России, это азиатские страны, в первую очередь, естественно, Вьетнам и Таиланд и немного Китай. Но мы надеемся, что эта ситуация не изменится, таким образом, у нас всегда будет сырье. Глобально я вижу следующее развитие: если курс доллара сохранится на тех отметках, которые есть сейчас, а я, честно говоря, никогда за свою жизнь не помню, чтобы курс снижался, он всегда только растет, то, очевидно, мы получим удорожание всей продукции, подорожает не только импорт, подорожает и отечественная продукция по той простой причине, что она в себе в любом случае содержит значительный элемент импорта. И конкретно для нашей компании возможны два сценария: либо мы сейчас начнем очень интенсивно набирать обороты за счет того, что посетители более высокого сегмента сделают один шаг вниз и придут к нам, или второй сценарий — это если резко вырастут цены в два-три раза, население резко по этому поводу обеднеет, и, соответственно, останутся только очень дорогие рестораны для крайне обеспеченных людей, которым в принципе все равно, а все остальное позакрывается и останутся только рюмочные и столовые дежурные. Вот либо так, либо так. — Фо бо уже сколько стоит?

— В целом по рынку сейчас за порцию фо бо где-то 450 рублей. В последний рабочий день нам пришло три письма от поставщиков, в одном говорится о повышении цен на 49%, это импорт, а отечественные 2%, они повышают цены пока на 25%, но с оговоркой, что это пока.

Президент компании Modum Lab (разработка технологий виртуальной реальности) Дмитрий Кириллов:

«То оборудование, которое мы используем для работы с бизнесом, оно в основном китайское или корейское. Конечно, учитывая то, что рубль теряет свою силу, все это оборудование стало дороже, но глобально это никак не влияет именно с точки зрения доступности, возможности это приобрести. Мы понимаем, чтобы и дальше не почувствовали, надо к этому готовиться. Есть два направления: это то программное обеспечение, на котором мы работаем, и выбирать какие-то альтернативы, и, собственно, второе — это истории, которые связанны с непосредственно ведением самого бизнеса, но мы в основном работаем внутри страны по сей день, и у нас клиенты почти полностью отечественные компании, ну, тоже нужно думать над тем непосредственно, что более эффективное предлагать, потому что нам в принципе есть что предложить. Как себя обезопасить, даже если говорить про какие-то банальные вещи с той же инфраструктурой там какой-нибудь почтовой, или там «Google Документами», оказывается, на рынке есть от коллег от «Яндекса» и от коллег из VK очень интересные решения, которые еще и дешевле стоят, причем на порядки дешевле стоят, задачи выполняют, ну, практически те же».

И объявление специально для предпринимателей. Расскажите, как вы переживаете новые экономические условия, что стало с вашими кредитами и изменилось ли взаимодействие с контрагентами. Ваши истории ждем на сайте.