Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

«Идеальный шторм»: как бизнесмены «тюменской матрешки» справляются с новыми вызовами санкций

Без паники Экономия предпринимателей моментально сказывается на медиарынке – в кризис компании урезают бюджеты на рекламу. Но, по наблюдениям представителей бизнеса, в этот раз закрытие соцсетей спровоцировало возвращение рекламодателей от диджитал-продвижения к традиционным СМИ. «Мы чувствуем благоприятные моменты именно для отрасли радиовещания. По обратной связи от клиентов мы видим, что они стали увеличивать объемы рекламы на радио. Заказчики стали закладывать бюджеты, чтобы привлечь клиентов с помощью классических медиа. Потому что диджитал медиа утратили свою эффективность, например, в связи с закрытым доступом в Instagram* и корректировкой доступа по продвижению в том же », – поделился наблюдениями исполнительный директор «Нашего Радио» в Тюмени и Сургуте Филипп Тарасов. По его словам, благодаря предыдущим вызовам экономики можно резюмировать общий подход: в первую очередь нужно устранить панику, чтобы бизнес-сообщество оставалось максимально эффективным. Во-вторых, нужно больше концентрироваться на оперативных процессах. На таких принципах работает в Мегионе основатель бренда «Медведь Work & Life Weанов. Сейчас он видит сходство с кризисом 2014 года в динамике повышения цен. В два раза подскочивший доллар заставил производителей поднять цены на одежду, а заработанный резерв средств компания реинвестировала в оборот, чтобы закупиться заново. Сегодня же у Рязанова нет такой возможности – поиздержался в пандемию. «Сейчас, как говорят эксперты, настал «идеальный шторм», где сошлись все кризисы в один. Стало сложнее найти денежные средства на инвестиции, и кредиты стоят дороже, чем в прошлый период. Как справляемся? В первую очередь режем косты – оптимизируем производство и сокращаем расходы», – говорит предприниматель. Следствием двухгодичной пандемии для югорского бренда одежды стало сокращение персонала после закрытия торговых точек. Компания сменила оффлайн-торговлю на онлайн-ниши – ушла в маркетплейсы. Теперь производители пересматривают ассортимент, а кроме того, задумались над расширением – планируют собственное производство взамен пошиву на фабриках-подрядчиках, чтобы избавиться от наценки. Учителя в бизнесе Вызовы коронакризиса дали возможность развиваться в онлайне тому сегменту бизнеса, что прежде не мог себе представить работу без живого общения. Например, когда на Ямале объявили локдаун, предприимчивые руководители учреждений дополнительного образования ушли в интернет. Так, руководитель сети школ программирования для детей «Кодики» Оксана Храброва из Муравленко, трансформировав обучение, уже в сентябре 2020 года запустила полноценную онлайн-школу. «Пандемия и локдауны нас тренировали к таким условиям неопределенности, когда ты работаешь и принимаешь решение день в день, команда перестраивается и быстро перестраиваются бизнес-процессы. Это же происходит и сегодня. Мы очень надеемся, что несильно упадет покупательная способность. Даже если упадет, будем искать варианты. Настроены позитивно», – пояснила она. Ее тюменский коллега, руководитель сети школ английского языка Priorita Баграт Пхаладзе видит иные перспективы и уже предпринимает антикризисные меры: пришлось отказаться от планов модернизации учебных кабинетов и от ежегодного повышения заработной платы сотрудников, под большим вопросом расширение бизнеса. Уже сейчас предприниматель видит трудности в развитии: стоимость зарубежных учебных материалов значительно увеличилась, в стране наблюдается дефицит пособий, крупнейшие иностранные издательства заморозили свою деятельность на территории России. «Обнадеживающие заявления президента о повышении МРОТ также ложатся на плечи бизнеса и его конечного потребителя – нам не остается ничего, кроме повышения стоимости своих услуг, что в ситуации нестабильности, снижения реальных доходов населения можно прировнять к самоубийству. Уже с нового года, после грандиозного повышения стоимости коммунальных услуг, была очевидна необходимость повышения стоимости и наших услуг. Мы приняли решение, что увеличим стоимость уже в новом учебном году, но незначительно, это позволит нам покрывать обязательные платежи», – рассказал бизнесмен. Вышли из зоны комфорта – что дальше? Самой пострадавшей отраслью России в пандемию назвали туризм. В начале 2021 года турбизнес стал немного приходить в себя, а уже в мае развитию вновь помешал локдаун. Руководитель тюменского турагентства Мария Пуртова говорит, что ковид оставил у клиентов неизлечимый симптом – страх бронировать путевки. Теперь предпринимательница столкнулась с новыми вызовами туристической индустрии. «Туристический бизнес – это всегда риск. До 2022 года у нас было много локальных кризисных ситуаций в туризме. Мы столкнулись с банкротством крупнейших туроператоров – «Натали турс», «Ростур», через которых у меня были все бронирования. Это был сильнейший удар для нас в том числе. До пандемии у нас несколько лет были закрыты Египет и Турция. И раньше были скачки курса рубля, отмены рейсов и закрытие границ. Если ты идешь в туризм, ты должен понимать, что на твоем бизнесе будут сказываться любые политические ситуации», – считает она. По ее словам, бизнесменам необходимо иметь подушку безопасности, которая сможет покрыть как минимум полгода полной остановки деятельности. Этот метод помог Пуртовой пережить пандемию. Сегодня, выбравшись в плюс, бизнес снова «на подушке». «Усложняется тем, что я, как российский предприниматель, держу сбережения в рублях. Теперь с падением рубля моя подушка безопасности сократилась. То есть если раньше я рассчитывала простой на полгода, то теперь ее хватит на три месяца. Но я не отношусь к тем предпринимателям, которые кричат: «Правительство должно нам помочь, налоговая должна простить налоги, банки должны простить кредиты, а арендодатели должны простить аренду». Нет. Никто никому ничего не должен. Вы бизнесмены. Вы должны рассчитывать сами на себя. Поможет государство – это будет дополнительный бонус, спасибо. Но рассчитывать на это нельзя», – убеждена предприниматель. Бизнес на паузе Ключевых решений по поддержкессии ждут многие представители малого и среднего бизнеса. Так, индивидуальный предприниматецов держит собственную типографию в Новом Уренгое. За заказами в основном обращаются кадровики газопромысловых организаций и их подрядчики. «Малый бизнес привязан к крупному бизнесу, он сам по себе ничего не развивает. У меня есть характерный показатель кризиса: изготовление удостоверений по охране труда и электробезопасности. Если предприятия Нового Уренгоя, такие ром», заказывают удостоверения, значит, экономика развивается. Если не заказывают – значит, все встало колом. У меня три месяца как нет заказов: значит, экономика в ступоре», – представил собственное видение предприниматель. На паузе сейчас оказались те предприятия, которые зависимы от зарубежных поставщиков. Тюменская компания ООО «ГЕОКАСТОМ» продает геодезическое оборудование по всей России, поставки идут в основном с заводов США. Сегодня американские производители оборудования прекратили экспорт. Руководитель фистин пока следит за рынком и поглядывает на восток – аналогичное оборудование, но более дорогое по стоимости, можно получить у китайских производителей. «Мы занимаемся только импортным оборудованием. В 2014 году доллар поднялся в два раза – все оборудование подорожало в два раза. Сейчас та же история. Заказчики, конечно, сейчас отказываются. Потом потихонечку привыкнут, адаптируются, вернутся. Мы ждали, когда стабилизируется рынок в 2014 году, и сейчас делаем то же самое», – пояснил бизнесмен. Предприниматели также высказывают убеждение, что сегодня кризиса еще нет – он в зародыше. И для эффективного реагирования необходимо сплочение бизнес-сообщества. «Те, кто работает в России, каких бы полярных точек зрения не придерживались, мы все здесь, и мы все заодно. И нам дальше реагировать на эти вызовы, которые сформировались в ситуации, реагировать нужно качественно, эффективно. И здесь коллаборация – слово новой эпохи, которое для нас сейчас приобрело особенное значение», – высказал убеждение исполнительный директор «Нашего Радио» в Тюмени и Сургуте Филипп Тарасов. Фоасов, Ирина Ромашкина / ФедералПресс, Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com

«Идеальный шторм»: как бизнесмены «тюменской матрешки» справляются с новыми вызовами санкций
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"