Как санкции помогли сближению власти и бизнеса

Вячеслав Пастухов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области:

- В условиях серьезного санкционного давления, когда бывшие партнеры пытаются экономическими методами вынудить Российскую Федерацию поступиться своими принципами, самое главное - консолидация общества, объединение наших усилий и возможностей. Новая экономическая реальность объективно сближает бизнес и власть. И в этом направлении, наверное, очень важным становится антикризисный пакет мер, который направлен на смягчение сложившейся ситуации. Бизнес не может не приветствовать такие инициативы, они напрямую направлены на стабильную работу производств, сохранение штатной численности и выплату заработных плат без задержек.

Николай Кулик, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чукотском автономном округе:

- Санкции и общее ухудшение экономической ситуации на Чукотке сказалось на многих видах предпринимательской деятельности. В частности, в сложной ситуации оказались компании, которые добывают золото, серебро, уголь. Есть и такие, которые приостановили работу. Например, совместное с Канадой золотодобывающее предприятие. У некоторых предприятий из-за санкций нарушились производственные и финансовые цепочки. Сейчас они ищут другие пути и выстраивают новые схемы. Предприниматели - народ настолько находчивый, что, мне кажется, найдут выход из любой ситуации. Особенно ничему не удивляются те, кто в бизнесе с 1990-х годов. Бывало и хуже. У нас все есть для того, чтобы мы никак не зависели от Запада, могли и обеспечить свой народ, и продавать на внешний рынок излишки. Когда будут налажены новые торговые связи, у нас рост ВВП может превысить десять процентов в год - это мой личный прогноз.

Чукотка - очень бизнес-ориентированный регион. Губернатор провел встречу с предпринимателями, как только прошла информация, что будут вводить санкции. Полтора часа мы разговаривали, обсудили все. В итоге сформулировали девять региональных видов поддержки. И еще восемь предложений направлены на федеральный уровень. Один из главных видов помощи связан с микрофинансовой организацией. Можно под гарантии взять кредит по некоторым видам деятельности под один процент годовых. Лимит кредита мы поднимаем до десяти миллионов (было пять).

Ничему не удивляются те, кто в бизнесе с 1990-х годов. Бывало и хуже. У нас все есть для того, чтобы мы никак не зависели от Запада, могли и обеспечить свой народ, и продавать на внешний рынок излишки

Мы также выходим с инициативой повысить порог для применения упрощенной системы налогообложения. Сейчас, чтобы перейти на упрощенку, нужно, чтобы годовой оборот составлял не более 200 миллионов рублей. Это несправедливая ситуация. Условно говоря, килограмм огурцов в Москве стоит 120 рублей, на Чукотке - тысячу. И получается, что чукотские предприниматели продают такой же объем, а выручка у них больше. Они не могут перейти на УСН и несут дополнительные миллионные затраты. Мы выходим с инициативой поднять эту планку для северного бизнеса до 600 миллионов рублей. В целом наши виды поддержки направлены прежде всего на те предприятия, которые участвуют в северном завозе.

Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае:

- Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность и связана с фирмами из стран, попавших в список недружественных, то у нее, конечно, сейчас появились проблемы. Трудности есть и у тех, кто собственно ВЭД не ведет, но закупил, пусть разово, сырье, оборудование, иной товар у стран из этого же реестра. Другой аспект проблемы: отгрузке товара откуда-либо в адрес России может мешать курс рубля. Он так стремительно изменился, что компании могли не собрать денежных средств для оплаты закупленного. В итоге, не получив его, организация не может нормально работать.

У меня нет информации, что в Приморье уже встало какое-либо производство. Были у меня на приеме представители фирмы, занимающейся поставкой в Россию японских машин. Они приостановили деятельность из-за волатильности валюты, а не из-за проблем логистической цепочки, здесь-то как раз давно все отлажено. Еще пару недель назад на совещании у губернатора я сказала, что нужно временно прекратить все проверки бизнеса, который не связан в своей деятельности с потенциальной угрозой жизни и здоровью людей. Нужно исключить все административные барьеры, упростить все процедуры и сроки для получения любого рода разрешений. Это надо применить для того, чтобы предприниматели могли освободить свою энергию для сохранения бизнеса. А может быть, и для его развития. Ведь в любом кризисе, как мы знаем, существуют возможности для развития предпринимательства, а то и для появления новых его видов, новых бизнесменов. Если говорить о бизнесе подержанных импортных автомобилей, то я вижу некоторый выход в снижении пошлин на ввоз праворульных машин. Предложений от предпринимательского сообщества пока не поступало, однако данное бизнес-направление в 1990-е помогло региону выжить и снабдить техникой практически всю Россию до Урала. Эффективным оно могло бы стать и в настоящий период беспрецедентного санкционного давления на экономику России.

Борис Белобородов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области:

- В 2020-2021 годы можно было легко вычленить отрасли, в которых ситуация изменилась резко в худшую сторону. Сейчас же сложности испытывает почти весь бизнес. Особенно это видно по розничной торговле. Если в прошедшие два года торговля даже приросла объемами, то сейчас с обесцениванием руб­ля и при "страховочном" повышении цен поставщиками розница, особенно мелкие магазины, находится в состоянии серьезного напряжения. Все остальные отрасли, в первую очередь связанные с импортом, чувствуют это. Дорожают канцелярские товары, бумага, чековая лента ККТ и многое другое. От общеизвестного принципа "предпринимательство - это деятельность на свой риск" никто не отказывается, но надо понимать, что у малого бизнеса одна из основных функций - социальная. Если ему не помочь, пострадают его работники.

"Мы выходим с инициативой повысить порог для применения упрощенной системы налогообложения. Для северного бизнеса эта планка не должна быть ниже 600 миллионов рублей"

Губернатору Амурской области и региональному Законодательному собранию мною как уполномоченным и "большой деловой четверкой" (Опора России, Деловая Россия, РСПП, ТПП) был направлен перечень мер поддержки, которые требуют немедленного обсуждения.

На региональном уровне в Приамурье уже решено, что микрофинансовая организация будет продолжать выдавать кредиты по пониженным ставкам от одного до девяти процентов, мы еще предлагали докапитализировать ее. Минэкономразвития региона считает необходимым увеличить размер кредита на одного заемщика и для субъектов предпринимательской деятельности, и для самозанятых. Это хорошо, потому что в нынешних экономических условиях все лимиты и предельные значения должны увеличиваться. Кроме того, поддержано предложение приостановить на федеральном уровне обязательную маркировку продукции для некоторых товаров. Эту идею озвучили уже во многих регионах.

На наш взгляд, на региональном уровне одним из важнейших направлений поддержки бизнеса является снижение налоговой нагрузки. Речь прежде всего о ставках по упрощенной системе налогообложения. По патентной системе мы предложили вернуться к значениям 2021 года. По налогу на имущество организаций и имущество физических лиц - применить ставку не более 0,5 процента. Кроме того, считаем, что необлагаемая этим налогом площадь объектов бизнеса должна быть не менее 500 квадратных метров.

Кроме того, требует решения проблема завышенных затрат бизнеса на услуги региональных операторов по обращению с ТКО.