Цены на строительные материалы начали снижаться
Фиксировать цены начали и сами металлургические компании - об этом уже заявили "Норникель" и UC Rusal. Инициатива бизнеса - первый результат переговоров металлургов с властями.
Так, как сообщили в "Норникеле", цены на никель, который на бирже бьет один рекорд за другим (в начале марта котировки фьючерса поднялись выше 100 тысяч долларов за тонну - более чем в три раза выше уровня начала года), зафиксированы на уровне февраля. Руководитель блока сбыта и коммерции "Норникеля" Антон Берлин уточнил, что стоимость металла для российских покупателей была привязана к котировкам никеля на Лондонской бирже металлов (LME) - средняя цена никеля за месяц умножалась на курс рубля на дату платежа или дату выставления счета, также к этой базовой цене прибавлялась стоимость транспортировки. "Мы всегда воспринимали Россию как часть мирового рынка, поэтому расчет цены у нас был такой же, как за рубежом, только цены в рублях", - пояснил Берлин РБК.
Теперь вместо формульного подхода "Норникель" будет использовать фиксированную цену, которая представляет собой средние расценки на металл в феврале для российских потребителей. Эта цена зафиксирована на ближайшие три месяца - с марта по май.
UC Rusal не менял цены на алюминий на внутреннем рынке с февраля, сообщили в компании.
Плоды переговоров
В середине марта в минпромторге прошла встреча главы ведомства Дениса Мантурова с руководителями крупнейших металлургических компаний. Тогда металлургам рекомендовали сформировать "прозрачные" цены на внутреннем рынке. Рекомендации касаются всей цепочки "сырье - производитель - дистрибьютор - потребитель".
По оценкам экспертов, маржа посредников при продаже металлов конечному потребителю составляет от 20% до 35%
По словам Мантурова, производители должны сами до конца марта разработать предложения по ценообразованию на внутреннем рынке. "При выработке решений о формировании цены, которая должна быть доступной для внутреннего потребителя, металлурги смогут учесть более тонкие настройки и сбалансировать цены по разным позициям, снизив их по основным. И, совершенно точно, менее желательной альтернативой этому сценарию является принятие директив по ценам на основной сортимент на правительственном уровне", - подчеркнул министр.
Мантуров заявил, что привязка к "внешним" ценам (та самая LME, о которой говорили в "Норникеле") и ориентация на экспортную альтернативу в нынешних условиях неактуальны.
Кроме того, минпромторг вместе с металлургами договорились составить список аккредитованных дистрибьюторов, торговых домов, металлосервисных предприятий, для которых производителями будет установлена предельно допустимая наценка. Этот список будет передан в Федеральную антимонопольную службу, которая займется контролем за ценами для конечных потребителей.
"В случае несоблюдения установленных параметров наценки компании будут лишаться аккредитации и возможности взаимодействовать с производителями напрямую, таким образом рискуя потерять место на рынке", - пояснили журналистам в пресс-службе минпромторга, комментируя итоги совещания.
В свою очередь государство готово обеспечить металлургии необходимую в текущих условиях поддержку. "Главная задача - обеспечить развитие металлургии как одной из базовых отраслей экономики и сохранить рабочие места", - подчеркнул Мантуров, пояснив, что власти готовы поддерживать спрос на внутреннем рынке - за счет приобретения продукции в резерв и крупных инфраструктурных строек.
Подсчитывая маржу
Член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова отмечает, что ничего необычного в столь пристальном внимании властей к металлургии нет. По ее словам, подорожание металлов влечет за собой и повышение цен в смежных отраслях, например, в строительстве. Так, цены на недвижимость растут в том числе из-за привязки к выросшему в цене сырью.
"Повышенный спрос на металлы в 2021 году повлиял на изменение принципов ценообразования в сторону увеличения. Также существенными факторами увеличения цен послужили нереализованный в 2020 году спрос на сырье, сокращение складских запасов и как следствие возникновение дефицита, который покрывается за счет импорта. При этом, по моему мнению, наиболее значимым фактором является привязка к ценообразованию на Лондонской бирже металлов и доллару США, что также приводит к увеличению цен на внутреннем рынке", - пояснила эксперт "РГ".
Говоря о роли посредников при продаже металлов конечному потребителю, Акимова оценила их маржу от 20% до 35%. В качестве примера она привела ситуацию на рынке стали: заводы продают ее в диапазоне 70-72 тысяч рублей, а трейдеры реализуют ее уже по цене до 100 тысяч рублей. "Роль таких трейдеров высока, поскольку крупные компании имеют обширную сеть предприятий на территории всех регионов РФ. Кроме того, независимые трейдеры располагают необходимыми активами: складскими площадками и мощными ресурсами по переработке проката", - отметила аналитик, добавив, что расчет маржи привязан к EBITDA (прибыль, получаемая компаниями до вычета процентов, налогов, износа и амортизации).
Цитата
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:
"Мы с коллегами из металлургии пришли к общему решению отвязаться от цен на Лондонской бирже металлов и рассчитывать внутренний рынок исходя из рублевой составляющей. Это то решение, которое будет в дальнейшем формировать и структуру цены внутреннего рынка. В том числе это выход на решения с министерством финансов по эффективности тех налогов, тех сборов, которые не будут обременять предприятия, дадут им возможность сохранять коллективы, работу основного своего производственного цикла".