Войти в почту

Бизнес-объединения предложили внести лесную отрасль в список пострадавших из-за санкций

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Бизнес-объединения "Опора России" и "Деловая Россия" направили совместное письмо вице-премьеру РФ Виктории Абрамченко с комплексом предложений по мерам поддержки лесного комплекса. Одно из них - внести отрасль в список пострадавших из-за санкций, что откроет предприятиям доступ к мерам господдержки.

Подпись под документом, который имеется в распоряжении ТАСС, поставили глава "Опоры России" Александр Калинин и президент "Деловой России" Павел Титов.

"Внести лесную отрасль в списки пострадавших от санкций отраслей с предоставлением соответствующих мер государственной поддержки (льготное кредитование на пополнение оборотных средств и выплату заработной платы, налоговые и контрольные послабления). Снизить установленные для предприятий лесопромышленного комплекса критерии для включения в перечень системообразующих организаций: по выручке - с 5 до 3,5 млрд рублей, по численности - с 500 до 350 человек", - отмечается в списке предложений.

Также деловые объединения просят вице-премьера проработать вопрос импорта лесозаготовительной техники, комплектующих и запасных частей к ней через третьи страны (например, через страны - участницы ЕАЭС). Другое предложение - поддержать создание и развитие инжиниринговых центров на базе ведущих вузов, а также в виде приоритетных инвестиционных проектов и частно-государственного партнерства для стимулирования лесного машино- и станкостроения.

"Лесная промышленность существенно пострадала от санкций со стороны недружественных стран. В связи с введением ограничений и уходом с рынка основных поставщиков лесозаготовительной техники и лесоперерабатывающего оборудования уже сформировался дефицит техники, запасных частей и комплектующих", - мотивируется в письме причина обращения.

Угроза разрыва логистической цепи

Также в документе отмечается, что уход с рынка перевозок контейнерных компаний "создает угрозу разрыва логистической цепи - при условии текущей занятости лесной логистики контейнерным типом перевозок на уровне 80% от общего объема транспортировки". При этом изменение логистики топливных гранул (пеллет) в случае переориентации сбыта на страны азиатского региона (Япония, Южная Корея) невозможно в связи с высокой стоимостью перевозки.

Так, стоимость одной тонны пеллет в порту отправления - €120. При этом затраты на производство пеллет - €35, транспортировка от завода до железнодорожной станции - €10, погрузка - €5, железнодорожная перевозка до Санкт-Петербурга - €60. Итого затраты составляют €110.

При условии отгрузки пеллет через порт Владивостока их стоимость в порту отправления - 1$32. При этом логистические издержки - $90, погрузка и разгрузка - $20, затраты на производство - $38. При таких обстоятельствах реализация становится нерентабельной, поскольку, с учетом логистических издержек, себестоимость превышает стоимость реализации. Таким образом, убыток составляет $16 нa тонну пеллет.

В целях сохранения рентабельности производства и реализации пеллет "затраты па логистику при текущих ценах не должны превышать $70", указывают руководители бизнес-объединений. "Кроме того, специфика рынка Японии и Южной Кореи предполагает отгрузку пеллет сухогрузными партиями объемом от 10 тыс. до 30 тыс. тонн. Накопление таких партий требует наличия складской и иной инфраструктуры, которая в порту Владивостока не сформирована. Поскольку реализация пеллет на азиатский рынок в настоящее время нерентабельна, для сохранения производства такой продукции требуется принять меры, направленные на обеспечение доступности логистики и создание портовой инфраструктуры", - отмечается в письме.

Переориентация производств

В бизнес-объединениях предлагают также предусмотреть специальные меры поддержки "в виде кредитования по ставке не более 10% годовых на переориентацию производств на внутренний рынок и пополнение оборотных средств". Помимо этого, освободить экспортно-ориентированные предприятия лесоперерабатывающего сектора экономики от уплаты налога на прибыль организаций на срок не менее одного года.

Другие инициативы - временно освободить от весового контроля транспортные средства, перевозящие древесину и продукцию ее переработки; проработать вопрос увеличения максимально допустимой массы транспортного средства до 55 тонн. Также предлагается ввести мораторий на применение санкций за нарушения в области транспортировки древесины; сократить сроки оформления всей разрешительной документации, необходимой для осуществления лесозаготовительной деятельности.

Бизнес-объединения выступили за "создание национальной системы добровольной лесной сертификации, стимулируемой в том числе государственными закупками, и продвижение этой системы на рынки стран-импортеров по прямым государственным соглашениям о взаимном признании", а также за "создание специальной комиссии с участием экспортеров продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости по мониторингу и координации экспортных цен в KHP и другие страны, не поддерживающие санкции, с целью недопущения демпинга".

ТАСС запросил комментарий пресс-службы вице-премьера РФ Виктории Абрамченко.

Усилить госзакупки российской деревообработки

Руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко сказал ТАСС, что для отрасли "можно рассмотреть те меры, о которых говорят деловые объединения". "Это льготные кредиты и снижение налогов. Кроме того, можно усилить госзакупки российской деревообработки. Вообще внутренний рынок хочет лесоматериалы, просто ценник "вздулся" за полтора года в два раза. Конечно, если цены гипертрофированы, то они немного пойдут вниз, значит, и рынок продукцию будет брать более охотно", - заметил он.

Свириденко добавил, что власти уже приняли одно решение - продлили сроки реализации проектов в области освоения лесов.

"Мы бы еще говорили о следующих мерах: продлить на один год договора аренды лесных участков, ввести мораторий на повышение стоимости такой аренды, обнулить штрафы и пени, начисленные за просрочку оплаты за лесопользование, решить вопрос с нехваткой подвижного состава на сети ОАО "РЖД" для перевозки продукции из древесины, принять государственную программу стимулирования инвестиций в производства в области переработки леса и создания сопутствующих производств (фурнитура, котлы и прочее)", - добавил собеседник агентства.

Руководитель подкомитета по лесной промышленности "Деловой России", директор компании "Ангара лес" Сергей Тарасюк считает, что вопрос получения господдержки является "критичным для компаний лесной отрасли". "Многие предприятия отрасли столкнулись с кратным падением выручки. Рынок пеллет, традиционно поставлявшихся в страны Евросоюза, оказался полностью заблокирован. С 15 апреля отзываются ENplus, без которых европейские покупатели не могут приобрести пеллеты российского производства. Выручка компаний, производящих пеллеты, только за последний месяц упала на рекордные 80%", - отметил он.

При этом, по его словам, преждевременно говорить о возможности полной переориентации отрасли на внутренний рынок. "Производимый объем продукции не будет востребован внутри страны, так как рынки деревянного домостроения и мебельного производства в России сравнительно малы. Возможно переориентировать на внутреннее потребление рынок пеллет, но для этого потребуются значительные вложения в модернизацию объектов генерации - замена угольных котлов на пеллетные", - пояснил он.

Другие проблемы

Общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей по лесной отрасли, председатель комитета "Деловой России" по лесу и устойчивому развитию Сергей Стороженко рассказал, что лесная промышленность пострадала от введения санкций "существенно сильнее многих промышленных отраслей". Так, основные поставщики лесозаготовительной техники (например Ponsse, John Deere) прекратили операции на российском рынке. При этом парк техники большинства предприятий на 100% состоит из импортных машин, уточнил он. "Аналогичной по качеству и характеристикам техники отечественного производства, как и аналогов, производимых в дружественных странах, нет. Обеспечение поставки запасных частей для лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники - важнейший вопрос. От его решения, без преувеличения, зависит судьба отрасли, так как техника должна обслуживаться и поддерживаться в рабочем состоянии. С текущим положением дел отрасль уже в следующем заготовительном сезоне потеряет более 50% объемов заготовки", - подсчитал он.

Председатель комиссии "Опоры России" по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству, первый вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Андрей Гончаров отметил в свою очередь, что возникшие ограничения при экспорте продукции вынуждают искать новые маршруты и способы доставки, переориентировать потоки в Азиатский регион, в первую очередь в Китай, куда сейчас уже отгружается большая часть продукции деревообработки.

"Что касается внутреннего рынка, то не всю продукцию лесопромышленного комплекса и не в полном объеме можно переориентировать на внутренний рынок. Например, запрет экспорта березовых балансов создаст серьезные сложности лесозаготовителям в Северо-Западном федеральном округе, которые отгружали эту продукцию в Финляндию в объеме 3,5-4 млн кв. м в год. Внутри России прямо сейчас переработать такие объемы этой группы круглых лесоматериалов не представляется возможным, так как нет достаточных мощностей и спроса на них. Пиломатериалы, которые в Европу поставляются из РФ, в объеме порядка 5 млн кв. м в год теоретически могут быть поставлены на внутренний рынок, но опять же необходим достаточный спрос", - указал он.

Пожалуй, самая сложная ситуация с пеллетами, считает эксперт. "Изначально этот продукт производится в России с фокусом на поставку в Европу: 2,5-3 млн тонн внутренний рынок потребить не сможет ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Нужны коренные преобразования и меры стимулирования внутреннего спроса. В работе у правительства РФ есть соответствующие поручения президента по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, состоявшегося 29 сентября 2020 года, направленные на стимулирование деревянного домостроения и перевод котельных с мазута на биотопливо. Такие программы необходимо расширять", - убежден он.

Новый вид ипотеки

Отмена ввозных таможенных пошлин (нулевая пошлина) на оборудование, комплектующие, расходные материалы, запасные части, не имеющие аналогов в РФ, может стать еще одной мерой поддержки отрасли, сказала ТАСС уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова. "Необходима и поддержка производителей мебели, щитов для мебели. Например, ввести новый вид ипотеки - меблированное готовое жилье", - добавила она.

"Сама отрасль будет претерпевать изменения в ближайшем будущем: потребуется работа по импортозамещению деталей и механизмов, будет произведен переход на российское оборудование и комплектующие. Также потребуется провести переговоры с новыми потенциальными партнерами, которым потребуются отечественные товары вместо отсутствующих зарубежных поставок. Переориентация производства в зависимости от предприятия может занять 5-8 месяцев. Все будет зависеть от того, какие именно виды сырья будут нужны в первую очередь производителям и строительной отрасли, которая покупает большое количество товаров", - заключил управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.