В какую сумму может обойтись восстановление заводов в Мариуполе?

Восстановление заводов и комбинатов в Мариуполе — вопрос миллиардов долларов. Такие оценки дают эксперты, пока бои в городе перемещаются с городских улиц в промзону «Азовстали».

В какую сумму может обойтись восстановление заводов в Мариуполе?
© BFM.RU

Штурм завода осложняется катакомбами под предприятием, где укрываются украинские военные. По данным ДНР, на территории порта и завода остаются около трех тысяч солдат ВСУ.

В Мариуполе уже назначен новый мэр — им стал Константин Иващенко, бывший директор «Азовмаша». Он назвал число беженцев и рассказал, в каком состоянии сейчас находится Мариуполь.

Военные корреспонденты начали показывать картинку из промзоны Мариуполя в начале апреля. Вокруг завода «Азовсталь» — на прибрежной территории в тысячу гектаров — поваленные деревья, разрушенные здания, сгоревшие машины. Здесь больше месяца, как засел националистический батальон «Азов» (запрещен в РФ) — в России против его боевиков возбуждены уголовные дела. Под заводом — 20 километров подземных коммуникаций, фактически катакомб.

Это город в городе, под землей еще несколько этажей, построенных еще в Советском Союзе, — так описывали обстановку в народной милиции ДНР. Поэтому окончание боев прогнозировать бессмысленно — блокирование подземелий займет время. Когда все только начиналось, для многих местных наличие боевиков нацбатальонов в городе вообще было открытием, рассказывает Ольга — раньше она жила в Мариуполе, там у нее остались знакомые, хотя многие уже покинули город:

«Соседка выехала из Мариуполя, бежало их три семьи под обстрелами. Этот двор находится возле 4-й горбольницы. Люди пытались выйти, потому что они три дня не могли ничего приготовить, они пытались выйти и бежать. Именно район площади — одни катакомбы там, можно сказать, все в руинах. Многие даже не знали, что у нас в городе «Азов» есть, какие-то нацбаты. А кто-то не хотел знать, кого-то все устраивало. Кто-то даже в военное время умудрялся зарабатывать деньги на ворованных сигаретах, зажимая себе воду, давать интервью какие-то ложные».

В Мариуполе, городе с населением в 430 тысяч человек, десятая часть была занята на предприятиях. Это «Азовсталь», Металлургический комбинат имени Ильича — оба принадлежат «Метинвесту», активу Рината Ахметова. На базе комбината отстроен еще «Азовмаш». Сталелитейные заводы на 40 тысяч рабочих и совокупным годовым объемом производства в 9 млн тонн будут нуждаться в рабочей силе, пишет агентство Bloomberg. И много кто в Мариуполе хотел бы остаться жить и с другой властью: то же Bloomberg рассказывает историю беженки из Мариуполя — город она покинула 18 марта, но перед этим успела поссориться с соседями. Вот фрагмент ее рассказа об обстановке в городе:

«Вместе готовили еду, делились водой. Было очень много пророссийски настроенных. Мои соседи обвинили украинскую армию в том, что она все еще в городе и российские войска из-за этого продолжают обстрелы. Для соседей не имело значения, под каким флагом жить, украинским или российским, лишь бы обстрелы прекратились. Для жителей Мариуполя доступ к российским источникам новостей был проще, чем к украинским, поскольку старое городское вещание и вышки сотовой связи были отключены. Я больше всего боюсь попасть в плен. Российские войска будут тщательно проверять все подвалы в поисках украинских активистов».

На выезде из города их машину остановили российские солдаты, осмотрели ее компаньона на наличие татуировок и оружия, потом отпустили. Русские раздавали продукты, пакеты были украшены лентами в форме буквы Z и надписью «Своих не бросаем», вспоминает беженка. Что касается нового мэра Мариуполя Константина Иващенко, креатуры ДНР, — он не только экс-депутат партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», но и бывший директор «Азовмаша» — предприятия, которое последние годы чувствовало себя не очень хорошо.

О перспективах промышленного блока Мариуполя и о том, во сколько может обойтись его восстановление, Business FM спросила главу аналитического центра «Донбасский институт региональной политики» Энрике Менендеса. Он сомневается, что Китай, Турция, Индия, Южная Корея и прочие прежние покупатели продукции мариупольских заводов смогут и дальше работать с предприятиями неясной юрисдикции:

— Если я правильно помню судьбу завода «Азовмаш», то она была незавидная: предприятие обанкротилось, было очень старым и неэффективным. Сейчас у завода нет рынков сбыта. Он в статусе подвешенном. Кто будет покупать продукцию этого завода, учитывая, что он был довольно сильно заточен под интегрированную цепочку поставок? Та же «Азовсталь» поставляла слябы в Западную Европу на другие предприятия группы «Метинвест». Я, честно говоря, вообще не могу представить, в какие другие цепочки этот завод сейчас будут встраивать россияне.

— Можно ли предположить, во сколько может обойтись восстановление?

— Однозначно можно сказать, что речь уже сейчас идет о миллиардах долларов. Восстановление сопутствующей инфраструктуры, возврат жителей. Должно быть какое-то очень хорошее политическое решение между Украиной и Россией о судьбе всего этого региона. В иных условиях я не знаю, существуют ли деньги, которые могут решить это вопрос. Думаю, что нет.

Все, что пока успел сделать мэр Мариуполя от ДНР Константин Иващенко, это описать обстановку: в городе нет электричества — три подстанции обесточены, не работают насосные станции, канализация. Что 250 тысяч человек все же сумели покинуть город. А 50 тысяч — обретаются в подвалах. Украинские СМИ со ссылкой на своего мэра Мариуполя, Вадима Бойченко, сообщают, что уничтожено 90% городской инфраструктуры.