Российская интернет-торговля адаптируется к новым условиям и уже предлагает клиентам купить за рубежом товары почти любых компаний, объявивших об уходе из России. Как закупиться айфонами, брендовой одеждой или шведской мебелью?
Закрытые магазины IKEA, тающие запасы любимых ноутбуков в супермаркетах электроники, ряды металлических заслонок под вывесками с детства знакомых брендов в торговых центрах — россиянам, привыкшим к зарубежным товарам, происходящее может показаться розничным апокалипсисом. Это видимость — на самом деле все эти бренды все еще доступны в России, вопрос только времени и денег. Из-за рубежа можно заказать смартфон, клатч или шведскую табуретку с непроизносимым названием — хотя и не совсем все. Одно дело — покинувшие Россию бренды, другое — санкции. Рассказывает владелец Shopfans Петр Шарапов:
Петр Шарапов владелец Shopfans «По европейским меркам все является luxury items, что дороже 300 евро — одежда, обувь и тому подобное. Но и плюс по технике, по-моему, ограничение — 750. Второй список — американский, там тоже он на luxury нацелен, то есть там одежда, обувь дороже 1000 долларов за шутку в оптовом звене, чтобы Armani и Dolce & Gabbana люди не заказывали. Туда зачем-то затолкали кожаные сумки. Нельзя табак, нельзя дорогой алкоголь, икру. Ковры почему-то туда попали и еще пара каких-то странных позиций, которые зачем-то американцы нам запретили. Буквально на днях пришло письмо из таможни, типа ребята, подпишитесь под тем, что вы все это понимаете, слать не будете, если будете слать — нарушение контрабанды. Все остальное, в принципе, да: IHerb можно заказывать, Zara можно покупать, Asos, Tommy Hilfiger, Calvin Klein — все что угодно».
При этом о новом расцвете доставки товаров из-за рубежа говорить нельзя. Многие участники рынка сообщают о заметном спаде продаж. Во-первых, покупатели экономят — не до кроссовок сейчас, спецоперация. Во-вторых, курс доллара почти месяц провел в космосе и только на этой неделе вернулся к зимним уровням. Но главное — ограничения со стороны Mastercard и Visa. Российскими карточками нельзя оплачивать товары в зарубежных интернет-магазинах. Благо решение уже есть — СДЭК, «Бандеролька» и другие сервисы предлагают клиентам услуги под названием «выкуп» или «помощь при покупке». Человек расплачивается с платформой российской карточкой, а товар на зарубежном сайте покупает партнер службы доставки. Участие байера стоит денег — у большинства сервисов это от 7% до 10% от суммы заказа. К тому же цены росли и до кризиса, констатирует президент Международной ассоциации байеров Георгий Ростовщиков:
Георгий Ростовщиков президент Международной ассоциации байеров «Вообще, за последний год закупочные цены во всех модных домах выросли в среднем от 10% до 30%. Во всех брендах поднялись цены. И это, безусловно, учитывая коэффициент наценки, делает подорожание товара до 20-30%. И если раньше пальто номер 21 стоило 750 евро, то сейчас оно стоит 1050 евро. Все отдельные позиции — видно, что идет подорожание по всем категориям продукции. Это не связано с санкциями — так было и до них. Просто было увеличение цен по итогам сезона».
Как указывает РБК со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли, в прошлом году суммарный объем трансграничных заказов превысил 500 миллиардов рублей. Это 11% от общего объема интернет-торговли в России — условно каждая девятая покупка. По данным АКИТ, точной статистики за март пока нет, но количество ввозимых посылок с иностранными товарами по сравнению с февралем сократилось на 50%.