ФАС доработала новую методику расчета предельной стоимости техосмотра

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. ФАС России подготовила уточнения в проект новой методики расчета предельного размера платы за проведение техосмотра (ТО) транспортных средств, следует из обновленного проекта приказа службы, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов.

Так, антимонопольный регулятор предложил ввести в 2023-2024 годах переходный период, в ходе которого расчет предельной стоимости услуг ТО будет осуществляться путем индексации ранее установленного предельного размера платы за проведение ТО с применением прогнозного показателя инфляции на соответствующий период. При этом с 2025 года, в случае, если количество операторов ТО, представивших сведения, будет ниже 50% от общего числа операторов ТО в данном регионе РФ, расчет предельной стоимости ТО на данный год будет производиться при помощи индексации тарифа на размер прогнозной инфляции, следует из обновленной версии документа.

Обоснованность вносимых изменений

Разработанная ФАС методика направлена на установление баланса интересов отрасли и потребителей, считает заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин. "В данном случае в качестве инструмента поиска баланса в доработанном проекте методики ФАС рассматривает возможность учета накопленного уровня инфляции при установлении предельного размера платы за ТО на 2023 год. Полагаю, что это разумная мера, позволяющая учесть значительно большее изменение цен за истекший период, поддержать игроков отрасли и сделать работу в ней более привлекательной", - сообщил Москвитин ТАСС.

Он добавил, что практика установления на нормативном уровне минимальной стоимости ТО традиционно рассматривается как антиконкурентная. "В качестве альтернативы возможно, как вариант, рассмотреть активное саморегулирование отрасли, формирование совместно с общественностью (экспертами), антимонопольными и иными экономическими регуляторами перечней "лучших практик", снижающее возможности демпинга, иных злоупотреблений, если таковые содержат, например, признаки недобросовестной конкуренции или иного правонарушения", - пояснил эксперт.

Кроме того, Москвитин высказал мнение, что ценовое регулирование сферы техобслуживания могло бы быть отменено после "некоторой стабилизации экономической ситуации и при условии консенсуса по нему со стороны государства, бизнеса и представителей потребителей". Одним из вариантов такой практики может стать отмена контроля цен на услуги ТО в пилотном режиме в нескольких регионах РФ, пояснил эксперт. "Более того, возможно, предпосылки для отмены ценового регулирования уже начинают формироваться - с учетом уменьшения числа граждан, для которых регулярное ТО является обязательным. Соответственно, рисков для граждан также становится меньше, а издержки государства на тарифное регулирование и контроль потенциально могут оказаться чрезмерными относительно защищаемых интересов", - резюмировал Москвитин.

В конце февраля текущего года ФАС подготовила новую методику расчета предельной стоимости техосмотра. В ней регулятор предложил дополнить существующую формулу расчета максимальной допустимой стоимости ТО "коэффициентом загрузки операторов техосмотра". Данный показатель будет зависеть, в частности, от пропускной способности пункта, осуществляющего техосмотр, количества таких пунктов и количества транспортных средств, зарегистрированных в регионе, которым необходимо пройти ТО, пояснили в ФАС. Регулятор рассчитывает, что данный коэффициент позволит варьировать стоимость ТО в зависимости от загрузки оператора в конкретном регионе.