Родина хрущёвок. Как с одного квартала на юго-западе Москвы началась массовая застройка

Наши корреспонденты отправились на прогулку с историком, урбанистом и методистом библиотеки № 171 Александром Спиваком и узнали, как бывшая подмосковная деревня Черёмушки превратилась в образец массовой застройки для всей советской страны.

Родина хрущёвок. Как с одного квартала на юго-западе Москвы началась массовая застройка
© Мои Черемушки

ПОДГОТОВКА СТРОЙПЛОЩАДКИ

«Ещё Ленин писал, что Москву надо развивать на юго-запад, – вспоминает историк Александр Спивак. – Дореволюционная Москва развивалась в основном на северо-запад и северо-восток. А в этой части город заканчивался на воробьёвых горах – дальше шёл пригород. Здесь столица была недоразвита».

Но после войны наступил серьёзный кризис в жилищном обеспечении. При этом технологии наконец позволили строить дома быстро и массово. Не хватало лишь решения с самых верхов. Его принял XX съезд КПСС, который постановил в 20-летний срок возвести 65 млн кв. м жилья для преодоления дефицита, расселения бараков и коммунальных квартир. Так началось индустриальное домостроение в нашей стране. И началось с 9-го микрорайона Черёмушек. Сегодня этот квартал – часть Академического района – ограничен ул. Дмитрия ульянова, ул. Шверника, ул. Гримау и просп. 60-летия Октября. Именно здесь обкатывались технологии массовой стройки и новой организации жилого пространства. Впоследствии любые кварталы из хрущёвок – от Калининграда до Камчатки – называли «Черёмушками». Название столичного квартала стало именем нарицательным.

ПЕРВАЯ В МИРЕ ХРУЩЕВКА

«Многие думают, что изначально хрущёвка – это пятиэтажка. Это не так. Более того, пятиэтажные хрущёвки и в Москве появились не сразу», – рассказывает Александр Спивак.

Действительно, у первых домов в экспериментальном квартале (ул. Гримау, д. 14 и д. 16) было четыре этажа. Всего же на территории экспериментального квартала 13 четырёхэтажных домов и 3 восьмиэтажные башни – все без архитектурных излишеств. На фоне современной застройки первые хрущёвки выглядят скучновато.

«Но если внимательно разглядывать дома, у каждого найдётся своя особенность – например, необычный фонарь или гофрированный козырёк у подъезда, – говорит Александр Спивак. – Когда нет традиционных средств, приходится искать иные формы для архитектурного выражения».

БАССЕЙН ВО ДВОРЕ

В зелёном дворе, окружённом первыми хрущёвками, стоит круглый фонтан, но проектировался он как детский плавательный бассейн.

«Тут плескались дети – сохранились старые снимки. А неподалёку стояла беседка, где можно было переодеться, – говорит Александр. – Нетипичное решение для Москвы».

Нетипичное, но и не лишённое смысла. Бывшие Черёмушки наполнены зеленью, но так было не всегда. На старых фото возле новых домов почти нет деревьев – только зонтикинавесы и лавочки. Бассейн был единственным островком природы для людей, которые жили в квартале в 1950-х годах.

«Я с 1988 года живу в этой четырёхэтажке, которая считается первой хрущёвкой в Москве (ул. Гримау, д. 16), – признаётся жительница квартала Ольга Артёмова. – Район мне нравится. Здесь растут яблони, вишни. Фонтан летом работает, создаёт комфорт».

8 ПОЛИНА ЗОТОВА