Войти в почту

Криминал и «полукриминал»: Кто в действительности контролирует рынок школьного питания Петербурга

В четверг, 28 апреля, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов отчитался перед депутатами Законодательного собрания о проделанной городским правительство работе. В своём выступлении он заявил, что проводить реформы городу мешают некие бизнесмены и предприниматели, однако конкретных имён он называть не стал. В качестве примера Беглов привёл сектор социального питания, где массово банкротятся комбинаты, якобы в интересах тех самых лиц.

Криминал и «полукриминал»: Кто в действительности контролирует рынок школьного питания Петербурга
© runews24.ru

«Вам приведу пример - реформа социального питания. Один из известных бизнесменов с кучкой своих полукриминальных товарищей, который должен был защищать детей в школах, детских садах и обеспечить качественное питание, обкрадывали наших детей. Вместо строительства новых предприятий начали банкротить наши государственные. Вовремя остановили. Заведено уголовное дело», - заявил губернатор.

Однако в ноябре 2019 года Алексей Барабанщиков, на тот момент глава Управления социального питания Правительства Санкт-Петербурга, заявил, что именно бездействие высокопоставленных чиновников Смольного ведёт к банкротству городских предприятий.

«Честно говоря, меня удивляет позиция Смольного в отношении городских комбинатов. Это коммерческие организации, акционером которых является Комитет имущественных отношений. Прибыль этих организаций распределяется в городской бюджет, а если предприятие работает в убыток или вообще становится банкротом, то это бремя ложится тоже на городской бюджет. При этом Смольный сквозь пальцы смотрит на то, как один городской комбинат уничтожается вслед за другим», — сказал Барабанщиков.

Вскоре после столь резонансных заявлений Барабанщиков был арестован и уволен. Ему вменяют причинение ущерба городскому бюджету. Интересно, что под удар при этом попал городской «Комбинат социального питания Красносельского района», существенно потеснивший частные предприятия на рынке в период 2020-2021 годов.

По версии следствия, Барабанщиков якобы способствовал победе «КСП Красносельский» на торгах за госконтракты со школами Пушкинского района. В результате был заключён контракт по более высокой цене, нежели предлагал другой участник торгов, также принадлежащий городу комбинат «Столовая №14». После пяти месяцев в СИЗО Барабанщиков был отпущен домой, а следствие так и не смогло объяснить, каким образом глава Управления соцпитания мог повлиять на проведение тендера организованного и проходившего под полным контролем Комитета по госзаказу. Следствие также не назвало мотив, который мог бы преследовать Барабанщиков, ведь «КСП Красносельский» принадлежит городу, и вся его прибыль идёт в бюджет.

Тем не менее, определённая взаимосвязь между успехами комбината и экс-чиновника имеется. Барабанщиков возглавил УСП в самом начале 2020 года. Согласно базе данных «СПАРК», в период 2020-2021 года комбинат получил более 100 госконтрактов на общую сумму свыше 800 миллионов рублей, это больше, чем за предыдущие 10 лет вместе взятые.

Однако в этот период отличные экономические показатели продемонстрировали и другие принадлежащие городу комбинаты, которые к 2020 году сумели сохранить производственные ресурсы. Так, «КСП «Охта» получил более 570 госконтрактов на общую сумму свыше 3,2 миллиарда рублей. «КСП «Волна» получил почти 300 контрактов на общую сумму свыше 1,1 миллиарда рублей. «Трапезе» досталось 99 контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей. «Столовая №14» полчила порядка 150 контрактов на 800 миллионов рублей.

Каждое из указанных предприятий в период 2020-2021 годов показало рекордные для себя успехи. В таком контексте о покровительстве экс-главы УСП какому-то определённому предприятию не приходится. Напротив, представленные цифры говорят об эффективности Управления соцпитания в предыдущие два года.

Что, вероятно, и является истинным мотивом снятия Барабанщикова с должности, так как на давно поделённом рынке петербургского соцпита укрепление позиций госпредприятий одновременно означает ослабление позиций частных комбинатов. Последние, в свою очередь на протяжении нескольких лет действительно активно занимались банкротством госкомбинатов.

Неслучайные банкротства

Ярким примером стал инцидент с «Комбинатом социального питания «Юность». В конце 2019 года на предприятии сменился руководитель, новым директором стала Ирина Копилец. После проведения аудита оказалось, что её предшественник Александр Щучкин мог целенаправленно разорять комбинат. После начала процедуры банкротства выяснилось, что главным кредитором является частный комбинат «Продрезерв», ещё недавно носивший название «ТЗБ «Петроградская».

Показательна ситуация вокруг «Комбината социального питания Василеостровского района». Ещё в 2018 году он стал фигурантом дела о картельном сговоре на рынке Василеостровского района. Федеральная антимонопольная служба установила, что предприятие вступило в сговор с частными комбинатами «Фирма Флоридан» и «Воскресенье». В 2021 году суд постановил исключить «КСП Василеостровский» из дела, так как в результате картельного сговора он не получил ни одного контракта.

Действительно, на торгах предприятие создавало лишь иллюзию конкуренции и контрактов не получало. Победы одерживали «Фирма Флоридан» и «Воскресенье», которые в дальнейшем заключали с госкомбинатом договора субподряда и пользовались его мощностями. Благодаря такой схеме вся прибыль от госконтрактов доставалась частным предприятиям, в то время как реальную работу выполняло государственное.

Интересно, что в 2021 году «КСП Василеостровский» фигурировал в информационной атаке на «КСП Красносельский». После этого инцидента директор «КСП Василеостровский» Ольга Костенюк уволилась и возглавила «Фирму Флоридан», конкурировавшую с «КСП Красносельский» на рынке соцпитания Василеостровского и Приморского районов Петербурга.

Также в СМИ имеется информация о возможном поглощении «Фирмой Флоридан» городского комбината «Трапеза» в обозримом будущем. Госпредприятие исторически обслуживало образовательные учреждения Петроградского района. В конце 2021 года прошли тендеры на перезаключение контрактов и победу во всех одержала «Фирма Флоридан». Не исключено, что «Трапеза», как и в случае с «КСП Василеостровский», также привлекается в качестве субподрядчика, не получая при этом существенной прибыли.

Отметим, что банкротству подвергаются не только государственные, но и частные комбинаты. Летом 2021 года выполнять взятые на себя обязательства неожиданно отказался комбинат «Аванта», сославшийся на серьёзные финансовые трудности. В отношении него уже началась процедура банкротства. Предприятие обслуживало школы Курортного района. Внимание привлекает тот факт, что место «Аванты» стремительно занял частный комбинат «Воскресенье».

Стоит отметить, что в срочном порядке взять на себя ответственность за обслуживание двух десятков школ затруднительно, особенно для небольшого предприятия, коим «Воскресенье» и является. Это даёт основание полагать, что компания могла заранее готовится к захвату рынка целого района. Как уже упоминалось выше, «Воскресенье» уже состояло в картельном сговоре с «Фирмой Флоридан». Всего, за последние пять лет, до банкротства и предбанкротного состояния в городе было доведено более десятка частных и государственных предприятий соцпита.

Мнимая конкурентность

Может показаться, что описанные выше инциденты слабо влияют на общее положение в секторе детского социального питания Петербурга. На 2022 год в городе работает 23 комбината, напрямую имеющие контракты с образовательными учреждениями, пять из них принадлежит городу. Это выглядит как благоприятная и конкурентная среда.

На деле же разнообразие компаний иллюзорно, все они в той или иной степени связаны друг с другом картельными сговорами, бенефициарами, официальными и неофициальными договорённостями.

Например, уже упомянутая «Фирма Флоридан» уличена ФАС сразу в трёх картельных сговорах. При расследовании сговора с «Воскресеньем» было установлено, что обеими предприятиями владеют родственники – Екатерина Чернышова и её дочь Ася Крижеская. Позже у «Воскресенья» сменился собственник, но, вероятно, только номинально, так как конкуренции друг другу предприятия не создают.

Также с «Фирмой Флоридан» может быть связан комбинат «ТД А.П.Иванов». Картельных сговоров между ними установлено не было, владельцы и руководитель предприятий родственными узами не связаны. Но при этом оба комбината регулярно совместно подают жалобы на конкурентов и борются с неудобными публикациями в СМИ. Похожие контакты у предприятия имеются и с другими не столь заметными комбинатами, например, с «Компанией «Балтфуд», вместе они делят рынок Петроградского района.

Неформальным лидером другой группы компаний можно считать крупнейший частный комбинат города «Артис-Детское питание». В общей сложности ФАС были установлены связи с более чем десятком предприятий. Наиболее заметные из них «Лимак-Нева» и «База «Мария». Офис «Лимак-Нева» располагается непосредственно в производственных помещениях «Артис-Детское питание». А «База «Мария» регулярно предпринимает совместные с «Артис-Детское питание» попытки вытиснить соперников с рынка, друг с другом при этом они не конкурируют.

Имеются союзники и у новичка петербургского рынка соцпита компании «Продрезерв», ранее носившей название «ТЗБ «Петроградская». С 2019 года она неожиданно начала получать сотни госконтрактов, по обороту опередив «Артис-Детское питание», хотя и уступает последнему по широте охвата рынка. Это произошло после того, как компанию приобрёл некто Евгений Лобанов, официально ранее не имевший никакого отношения к соцпиту.

СМИ связывают его с владелицей комбината «ТЗБ» Верой Лобановой, хотя последняя и опровергала родственные связи между ними. В то же время в 2021 году произошёл прецедент, который всё же говорит о наличии между ними как минимум неких договорённостей. «ТЗБ» исторически обслуживала детсады Невского района, в то время как «Продрезерв» занял Фрунзенский район. Но после проведения торгов за контракты на 2022-2023 годы «Продрезерв» занял часть рынка Невского района. По странному совпадению именно на эту часть тендеров «ТЗБ» заявляться не стала.

Другая группа компаний действует официально. «Северная столица», «ТК Северная столица» и «Северная Пальмира» имеют одного владельца и руководителя – Дмитрия Левина. Такая открытость помогает компаниям избегать лишнего внимания ФАС.

Особо можно выделить предприятие «Альфа-Провиант» Светланы Ланенковой. Совместно с комбинатами «Серна», «КШСП» и «Альтаир» рынок Калининского района им был фактически монополизирован. «Альтаир» ранее являлся дочерним предприятием «Альфа-Провианта», но со временем у компании сменился владелец, хотя и в этом случае смена могла быть номинальной – «Альтаир» не составляет конкуренции компании Ланенковой на рынке Калининского района.

 «Серна» и «КШСП» принадлежат Наталье Сорокиной, ранее эти компании занимались рынком Выборгского района, но в 2020 году были выдавлены оттуда «Артис-Детское питание» и «Северной столицей». На сегодняшний день Компании Сорокиной получают небольшую часть контрактов Калининского района, не вступая в конкуренцию с «Альфа-Провиантом». Кроме того, получать контракты с образовательными учреждениями Выборгского района «Серне» помогал комбинат «Кавалер». А «Серна», в свою очередь помогла «Кавалеру» укрепиться в Петродворцовом районе.

Высокопоставленные покровители

Таким образом рынок детского социального питания оказывается разделён уже не между 23 компаниями, а между 5 группами во главе с крупнейшими комбинатами города. Шестую группу составляют принадлежащие городу комбинаты, но после увольнения Барабанщикова как активных игроков рассматривать их не приходится. Но и это разделение не является конечным, владельцы указанных пяти комбинатов также не являются самостоятельными фигурами, за каждым из них стоит покровитель, причём из бывших или действующих чиновников.

Отчётливее всего связь с высокопоставленными петербургскими чиновниками прослеживается на примере компании «Продрезерв». Как отмечалось выше, на рынок она пришла совсем недавно, 2019 году. В 2020-2021 году «Продрезерв» уже стала ставить рекорды по объёмам полученных контрактов. Основным рынком для компании стали детские сады Фрунзенского района. Успех «Продрезерва» точно совпал с назначением на должность главы районной администрации Константина Серова. Аналогичный «неожиданный успех» сопутствовал комбинату «ТЗБ» в Невском районе, когда Серов стал руководителем там.

Как отмечали СМИ, активную помощь «Продрезерву» в экспансии на рынки других районов оказывал комбинат «Юпитер Холл». Сейчас это предприятие носит название «ТК Северная столица» и принадлежит Дмитрию Левину. Вероятно, бизнесмен также пользуется покровительством Серова, тем более что его компании не пересекаются и не конкурируют ни с «Продрезервом», ни с «ТЗБ».

Нестандартно обстоит дело с «Артис-Детское питание». До 2021 года крупнейший частный комбинат города находился в очевидной конфронтации с компаниями, связываемыми с Серовым. Обе стороны агрессивно действовали на торгах, понижая цены, а «Артис-Детское питание» неоднократно снимался с торгов решением комиссии. Но затем неожиданно комбинат получил часть рынка Невского района, не встретив никакого сопротивления со стороны «ТЗБ» и «Продрезерва». После этого участие компании на торгах стало значительно более эффективным. Маловероятно, что «Артис-Детское питание» перешёл под контроль Серова, но очевидно заручился его благосклонностью.

Свой покровитель имеется и у «Фирмы Флоридан», офис которой до 2016 года располагался прямо в здании Управления социального питания. Случайностью это назвать сложно, тем более, что в прессе неоднократно указывалось на возможные родственные связи хозяйки комбината Екатерины Чернышовой с бывшей главой ведомства Наталией Петровой.

Петрова руководила УСП почти порядка 15 лет, на протяжении которых «Фирма Флоридан» уверенно контролировала самый населённый, а значит и выгодный, район города – Приморский, а также Василеостровский. Но в декабре 2021 года она неожиданно покинула свой пост, якобы уйдя на пенсию.

Неожиданная «пенсия» пришлась на разгар проверки, организованной Контрольно-счётной палатой. По итогам проверки оказалось, что при Петровой в УСП происходили многомилионные растраты, а информация о массовых нарушениях, допускаемых комбинатами, не передавалась в компетентные органы. Информация о том, чтобы Петрова понесла ответственность за допущенные грубые нарушения отсутствует, хотя по итогам проверки могло быть возбуждено не одно уголовное дело. Благодаря каким связям Петрова обладает такой неуязвимостью можно лишь догадываться.

На фоне вышеприведённых компаний ситуация вокруг «Альфа-Провианта» и «Серны» выделяется своей локальностью. Компании зажаты в границах Калининского района, изредка выходя в Выборгский и Петродворцовый. Но выдавить их оттуда никому не удавалось, хотя попытки предпринимались. В 2020 году «Артис-Детское питание» и «База «Мария» потратили на это не мало сил, но результата не добились. Помощь «Альфа-Провианту» оказывала экс-заместитель главы Калининского района Татьяна Морозкова. Будучи председателем закупочной комиссии, она снимала «Артис-Детское питание» и «Базу «Мария» с торгов без видимых на то причин, что подтверждалось судом.

Очевидно, что без ведома главы района Василия Пониделко действовать она не могла бы, тем более что его покровительство после скандала с тендерами она не утратила – как только Пониделко назначили главой Комитета по благоустройству Петербурга, Морозкова сразу ушла за ним. Какая судьба ждёт компании Ланенковой и Сорокиной в новых условиях не известно. Впрочем, они могут напрямую пользоваться покровительством губернатора Александра Беглова. Глава города лично награждал и Ланенкову, и Сорокину за вклад в развитие предпринимательства. Но по какой причине выбор пал именно на них не известно, особыми успехами предпринимательницы похвастать не могут.

«Бизнесмен с кучкой полукриминальных товарищей»

В итоге выделяются три фамилии чиновников Петербурга – Константин Серов, Василий Пониделко и Наталия Петрова. В городе они несомненно считаются влиятельными фигурами, но явно несамостоятельными. По имеющейся в СМИ информации, полный контроль за рынком детского социального питания осуществляют два спецпредставителя губернатора – Маргарита Рудакова и Александр Захватов.

Рудакова является членом Комиссии по противодействию коррупции. Полпред Андрей Черненко называл её самым влиятельным чиновником во всём СЗФО. Она может похвастать контактами буквально на всех уровнях – от муниципалитетов, до силовых органов. Напрямую с сектором школьного питания она не связана, но и, учитывая её уровень, вряд ли он является для неё единственным, скорее один из многих.

Александр Захватов является посредником между его близким другом Александром Бегловым и бизнесменами Петербурга, в этом ему помогают сыновья Игорь и Андрей. В данном случае связь с сектором питания прямая – супруга Игоря Захватова долго время работала в «Фирме Флоридан». Вероятно, именно Захватовы помогли Петровой избежать последствий от резонансной проверки её деятельности на должности главы УСП.

Более того, Захватовы могли инициировать задержание и дальнейший арест Барабанщикова, при котором принадлежащие городу комбинаты начали укреплять свои позиции. В частности, выход «КСП Красносельский» на рынок василеостровского района и перехват госконтрактов у «Фирмы Флоридан», где работала родственница Захватовых.

Безнаказанность Петровой за выявленные КСП многочисленные растраты и грубые нарушения, в результате которых сотни тысяч детей годами подвергались опасности, и арест Барабанщикова, который публично обличал теневые связи Смольного с частными комбинатами, наглядно демонстрируют могущество спецпредставителей Беглова.

Выше Захватовых и Рудаковой находится сам Александр Беглов. В их руках находится полный, официальный и неофициальный, контроль над рынком социального питания Петербурга. Возникает вопрос, кого же действительно обвинил Беглов в массовом банкротстве предприятий и проблемах рынка? Ведь выходит, что «бизнесменом с кучкой полукриминальных товарищей» является он сам.