Войти в почту

Куда пойти с идеей стартапа за поддержкой? Бесплатные программы для начинающих

В России большинство возможностей для стартапов — денежной поддержки, помощи в развитии — адресовано тем, кто уже сделал продукт и начал продажи. Если у вас только идея или прототип, то мест, где их помогут проверить, улучшить и превратить во что-то большее, не так много. Советуем те, где такую поддержку можно получить бесплатно.

Куда пойти с идеей стартапа за поддержкой? Бесплатные программы для начинающих
© ТАСС

Ситуация первая. У вас есть только идея…

"Надо признать, что идея, скорее всего, плоха. Подавляющее большинство идей плохи, и по теории вероятности эта идея — тоже. Приняв это, надо искать способ как можно быстрее ее проверить. Часто это можно сделать бесплатно, иногда требуются какие-то расходы, но не сопоставимые с полноценной разработкой", — говорит Александр Горный, сооснователь United Investors, бывший директор по стратегии и анализу в Mail.ru Group, автор канала "Стартап дня Горного Александра".

Профессиональные игроки рынка, по его словам, на стадии идеи разговаривать не будут. Есть два важных исключения:

преакселераторы или онлайн-акселераторы. "Они обычно бесплатны. Самый известный глобальный — YC Startup School, из российских — 1va.vc. Суть их — онлайн-курс, ставящий человеку правильный образ мыслей и знание базовых основ технологического бизнеса", — уточняет Горный. стартап-студии, венчур-билдеры. При совпадении интересов студии и идеи проекта стартапера могут, по сути, взять на работу с зарплатой и небольшой долей в проекте.

… и ее надо проверить

Первое, что нужно сделать, — пройти образовательный курс. В венчурном акселераторе 1va.vc, упомянутом выше, есть курс с обратной связью и без нее, где учат создавать технологический бизнес с нуля. Курс идет онлайн, включает лекции от сотрудников IT-компаний и задания, которые нужно выполнять, чтобы перейти к следующему шагу.

Обучение занимает две недели. Зарегистрироваться и пройти его можно в любой момент. При этом есть потоки и рейтинг учеников.

В конце, если идея прошла проверку, можно участвовать в конкурсе для финалистов.

"Сейчас у нас 20 тыс. регистраций — финалистов порядка 700, — говорит венчурный инвестор Александр Румянцев, руководитель 1va.vc. — 60 проектов мы проинвестировали лично. Часть проинвестировали акселераторы, которые входят в список партнеров".

Онлайн-курс без обратной связи — бесплатный. С обратной связью от куратора — 15 тыс. рублей. Но получить курс с обратной связью можно бесплатно, если подаваться через партнерские акселераторы — например, студенческие центры или центр по развитию малого бизнеса в Москве. Список партнеров — здесь.

"Когда человек считает финансовую модель, выполняет другие задания, он сам понимает, хорошая идея или нет. Если идея плохая, он не сможет дойти до конца", — говорит Румянцев.

Что дальше?

"Если стартап не закрылся и у него есть какой-то начальный прототип, профессионалы по-прежнему в основном не хотят общаться, но на акселератор уже есть шанс", — говорит Александр Горный.

Акселераторов много в России и в мире. Суть взаимодействия:

акселератор правильными вопросами, правильными подсказками и правильными связями помогает проекту максимально быстро расти; помогает привлечь инвестиции.

Условия обычно состоят из двух компонент, перечисляет Горный:

акселератор дает деньги ($50–100 тыс.) и взамен берет долю (3–10%) компании; акселератор оказывает свою услугу акселерации и берет за это деньги ($10–50 тыс.).

Некоторые акселераторы предлагают две компоненты, можно выбрать одну, некоторые делают их неразрывными.

"С помощью денег или без них, развив проект от прототипа до первой выручки, уже можно идти к фондам и бизнес-ангелам. Для большинства них по-прежнему рано, но какие-то шансы уже появляются", — добавляет Александр Горный.

Где получить бесплатную поддержку для готовых стартапов

Есть бесплатный онлайн-акселератор "Спринт" для IT-компаний, разработанный ФРИИ при поддержке Минцифры РФ.

Для участия нужно пройти конкурсный отбор. В 2022 году отборы пройдут с 26 апреля по 15 июня и с 16 августа по 4 октября.

Кто может участвовать? Технологический бизнес минимум с двумя активными участниками и продуктом на стадии MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) либо первых продаж. Нужно иметь юрлицо — ООО. Не ИП или статус самозанятого. Смысл в том, что стартапы должны иметь потенциал для долевой структуры собственности, чтобы распределять доли между основателями и инвесторами.

Продукт должен быть готов к демонстрации потенциальным потребителям и первым продажам. "Акселератор направлен на поиск клиентских сегментов и выстраивание системных продаж. Если продукт пока нельзя предлагать клиентам, часть времени в программе придется потратить на доработки — это помешает получить от акселерации максимум пользы", — уточнили в пресс-службе ФРИИ.

На время акселерации команды могут работать в коворкинге ФРИИ в центре Москвы. Отчетный демонстрационный день посещают представители корпораций и инвестиционных фондов — это возможность для участников привлечь партнеров.

Подать заявку можно здесь.

Что почитать начинающему?

"Есть две настольные книги начинающего предпринимателя", — советует Арам Саргсян, бизнес-ангел и ментор, экс-вице-президент по стратегии Yandex Go.

"Спроси маму" Роберта Фитцпатрика. Дает азы правильной постановки вопросов и корректного восприятия ответов. Если следовать принципам, описанным в книге, можно подтверждать или опровергать гипотезы, научиться разговаривать с клиентами и отличать вежливость от ценности. "Спроси маму" позволит начинающему предпринимателю сразу привыкать к тому, что стартапы делаются не в офисе, а в полях — в общении с целевой аудиторией. В будущем это станет неотъемлемой частью процесса под названием "каздев" (customer development), который позволит всегда поддержать сцепку продукта с клиентами. "Бизнес с нуля" Эрика Риса. Метод для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Основа методики построения экономичного стартапа учит тому, что начинать масштабные вложения стоит только после того, когда идея подтверждена фактами — на реальных клиентах и цифрах. Чтение книги убережет от подхода "сначала запилим продукт, а потом придумаем, кому продавать". В первую очередь — подтверждение, что продукт нужен рынку, а уже следом его полноценное создание.