Боевая мощь флота, умы и жизни. О вкладе "Адмиралтейских верфей" в военные победы

"Адмиралтейские верфи" Петр Великий заложил 5 ноября 1704 года, о чем написал в своем "Журнале путешествий". С тех пор было много легендарных судов и кораблей, среди которых первый в России пароход "Елизавета", прославленный отечественный корвет "Витязь", на котором два кругосветных плавания совершил адмирал Степан Макаров, и, конечно же, легендарный крейсер "Аврора".

Боевая мощь флота, умы и жизни. О вкладе "Адмиралтейских верфей" в военные победы
© ТАСС

Плашкоуты надежды

Одним из важнейших направлений деятельности верфей в годы Великой Отечественной войны стало строительство несамоходных барж для Дороги жизни и тендеров-плашкоутов, символов блокадного Ленинграда. С помощью этих судов гражданское население эвакуировали из города: всего на плашкоутах было вывезено более 100 тыс. человек, а на баржах в осажденный город ввезено более 200 тыс. тонн необходимых грузов.

"Мы были не единственным предприятием, которое строило плашкоуты, но — одним из основных, то есть большая часть, конечно, наши. Считалось, что во время войны ни одного плашкоута не было потоплено, ходил среди ленинградцев такой слух, что если ты попал на плашкоут, то уже гарантировано выберешься из блокадного города. Это не совсем так, сейчас как минимум два плашкоута найдено на дне Ладожского озера", — рассказывает Наталья Полищук, начальник бюро протокола, GR и хранения фондов АО "Адмиралтейские верфи" (входят в Объединенную судостроительную корпорацию).

Уникальность конструкции заключалась в необычных, как будто ломаных, обводах. Во время войны гнуть металл долго и дорого, поэтому были разработаны такие обводы корабля, которые можно раскроить из прямого листа металла, соединить между собой и получить готовый корпус корабля.

Конечно, "Адмиралтейские верфи" в это время разрабатывали и выпускали новые корабли, при этом в рекордные сроки. Среди них малые охотники за подводными лодками, проект 194. В трюме такого корабля находится матрос, который пеленгует подводные лодки, а потом торпедирует их глубоководными бомбами, расположенными на бортах.

"Этот проект был разработан в конструкторском бюро нашего предприятия за 14 дней. И первый такой корабль до спуска на воду, то есть в металле, выполнен за 40 дней. Это рекордные сроки для кораблей даже по современным меркам, даже при наличии современных компьютеров вряд ли такие подвиги возможны, — рассказывает Полищук. — В военное время скрытые потенциалы в стрессовой ситуации активизируются. Конечно, за основу этого корабля был взят другой корабль, но даже поменять назначение корабля за 14 дней — сложная, тяжелая работа", — отмечает Полищук.

О несломленном духе заводчан говорит и тот факт, что только за один 1943 год было подано свыше 300 рационализаторских предложений, внедрение которых дало более 3,4 млн рублей годовой экономии.

Здесь же в период Великой Отечественной создавались и "морские танки" — малые бронированные корабли (МБК) проекта 186. Такое прозвище им дали из-за расположенных на них танковых башнях. МБК не очень большие по водоизмещению, что позволяло им свободно маневрировать на мелководье, позволяя использовать их и как боевой корабль, и как десантный, который мог бы подходить близко к берегу. Из-за сильной брони у МБК была очень хорошая "живучесть".

Подводная мощь

Вклад "Адмиралтейских верфей" в боевую мощь России был значительным еще до начала войны. До 1941 года здесь были построены 69 подводных лодок серий "М", "Щ", "С" и "К" — треть боевого состава подводных сил ВМФ СССР, а также 316 торпедных катеров. 28 из этих субмарин погибли в боях с нацистами.

Подводные лодки адмиралтейской постройки участвовали в боевых действиях на Балтике, Северном и Черном морях, на Тихом океане. За годы войны они потопили 129 кораблей и транспортов противника. Для сравнения, в целом за время войны была уничтожена 781 подводная лодка Германии из 1188. Также в сражениях принимали участие и корабли, построенные на верфях еще до начала войны, ставшие легендами российского флота: это крейсер "Аврора" и линкор "Октябрьская революция", бывший "Гангут".

В военные годы на верфях построено 54 новых корабля, из них 7 подводных лодок, отремонтировано более 250 кораблей и судов. "Это не только ремонт после повреждений, но и модернизация, когда, например, гражданское судно переоборудовалось в военный корабль, то есть на него устанавливалось дополнительное не предусмотренное конструкцией вооружение", — поясняет Полищук.

Ценой жизни

Сразу после объявления войны на фронт с верфей ушли полторы тысячи человек, вошедшие в состав отдельных пулеметных артиллерийских батальонов, которые ценой своей жизни остановили немцев на подступах к Ленинграду.

"Это не речевой оборот, четыре недели спустя после призыва в живых осталось 60 человек. Они положили свою жизнь для того, чтобы немцев остановить. В честь них в двух населенных пунктах Ленинградской области установлены памятники — в деревнях Низино и Скворицы", — говорит Полищук.

Место ушедших на фронт мужчин у станков заняли женщины, пенсионеры и дети — все они к началу 1943 года составили 80% работников верфей. Нацисты, понимая стратегическую важность "Адмиралтейских верфей", массировано бомбили предприятие, на него были сброшены сотни авиабомб и снарядов. В архивных записях дежурных по заводу можно видеть страшную хронику тех событий. Например, лишь за один час 4 апреля 1942 года погибли и ранены семеро сотрудников, начался пожар в нескольких цехах.

Заводчанам приходилось не только производить необходимую фронту продукцию, но и оборонять предприятие с воздуха: из работниц предприятия был создан отряд противовоздушной обороны.

"Девушки предотвращали и контролировали авиаудары по заводу, потому что их было очень много. Во-первых, это военный объект, во-вторых, не прекращающий своей работы", — отмечает Полищук. За годы войны бойцы отряда сбили 8 вражеских самолетов.

После обстрелов тут же разбирали завалы, продолжали производство в практически полностью разрушенных цехах. После войны строительным мусором, который остался на территории верфей, был засыпан второй рукав Фонтанки, где до этого на месте нынешней центральной проходной верфей располагался мост.

Кроме того, ежедневно 800 сотрудников завода с первых дней войны откомандировывались на строительство оборонительных сооружений в городе и на подступах к нему. Для возведения этих сооружений использовались в том числе штыковые лопаты, которые тоже изготавливали на верфях.

Вопреки регулярным бомбежкам и голоду, получая всего по 300 граммов блокадного хлеба в день, адмиралтейцы продолжали ставить трудовые рекорды: количество работающих по сравнению с 1942 годом в 1943 году сократилось почти вдвое, а выпуск продукции при этом увеличился на 47%.

Лёка Савичев

Как вспоминал ветеран-адмиралтеец Михаил Волков, "очень больно было смотреть" на молодых девушек и парней, изможденных голодом и работой. "[Они] ночью, в обеденный перерыв, засыпали от усталости тут же у станков. Разбудишь их — и они, ни слова ни говоря, шли на рабочие места. Трудились наравне со взрослыми — задания для всех были одинаковы. А труд нелегкий: каждая мина, которую обтачивали ребята, весила не менее 20 килограммов. Нужно было обработать 200 таких мин за смену, переместить в течение дня четыре тонны груза".

Одним из таких ребят был строгальшик Леонид Савичев — Лёка, брат Тани Савичевой. Она, 11-летняя ленинградка, вела свой дневник первой блокадной зимой 1941−1942 гг. в записной книжке старшей сестры Нины. Первая запись от 28 декабря 1941 года сообщает о смерти сестры Жени. С января по май девочка добавила несколько новых записей о смерти близких людей: бабушки, брата, двух дядей и матери. Среди них есть и запись о Леониде: "Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.".

Дневник закончился 13 мая скорбной фразой: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". Девочка умерла от болезней в эвакуации в Горьковской области 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. А ее дневник был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма.

Всего в годы войны на фронт ушли 8 тысяч адмиралтейцев, из них 5 тысяч погибли на полях сражений; 3 тысячи — от голода в осажденном врагом Ленинграде. "Имена погибших мы пытаемся отыскать до сих пор, потому что во время войны делопроизводство было на не очень высоком уровне, многих людей даже не оформляли толком, то есть они приходили, работали, потому что чувствовали свою гражданскую ответственность", — рассказала Полищук.

В 1985 году "Адмиралтейские верфи" наградили орденом Отечественной войны I степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Об истории верфей

Всего за время своего существования на предприятии было построено свыше 2,7 тыс. кораблей и судов (из них до революции — около 1 тыс.). Начинали верфи со строительства галер, парусных фрегатов. В 1727 году был спущен на воду первый в России 100-пушечный линкор "Петр I и II", остававшийся в боевом строю 25 лет. Закладкой этого корабля завершился петровский период в отечественном кораблестроении: за четверть века Петр Великий превратил сухопутную страну в сильную морскую державу.

Верфи на протяжении всей своей истории создавали и поистине уникальные корабли. Среди них, например, самый лучший броненосец своего времени "Петр Великий" (заложен в 1870 году). В то время известный английский конструктор Эдвард Рид в газете "Таймс" писал: ""Петр Великий" совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев".

Еще пример: уникальный корабль "Поповка" для Черного моря. "Круглый корабль, который был построен после поражения в Крымской войне, — рассказывает Полищук. — По парижской конвенции России было запрещено держать флот в Черном море, тогда адмирал Попов придумал корабль, который на корабль-то и не похож. Это плавучая батарея по своей сути, таких кораблей было всего две единицы и в мире их больше не делали".

Олег Павленко