День Победы: как финансисты выигрывали сражения на финансово-экономическом фронте Великой Отечественной войны

Для победы в Великой Отечественной войне против Германии Советскому Союзу необходимо было не только иметь многочисленную и профессиональную армию, но и в кратчайшие сроки обеспечить ее снабжение всем необходимым. А для этого нужны сильная экономика и стабильная финансовая система. Поэтому, кроме фронта, на котором сражались советские солдаты, был и второй фронт — финансово-экономический. На нем тоже были свои рядовые и генералы, от мужества и самоотверженности которых зависела судьба государства.

День Победы: как финансисты выигрывали сражения на финансово-экономическом фронте Великой Отечественной войны
© Департамент финансов города Москвы

Бюджет военного времени

В 1939 году в СССР на национальную оборону было направлено 39,3 млрд советских рублей или 25,6% от объема расходной части бюджета. В 1940 году расходы по данной статье увеличились до 56,9 млрд рублей — почти треть бюджетных расходов. Советский Союз осуществлял программу масштабной и ускоренной модернизации армии. Промышленностью осваивалось производство современных образцов военной техники. Вдоль новых границ Союза активно возводилась военная инфраструктура: пограничные заставы и городки, укрепления, склады снабжения, аэродромы и другие необходимые объекты. Однако из-за внезапно начавшихся боевых действий завершить программу не удалось. Практически сразу стало ясно, что для успешного противостояния захватчикам текущего уровня обеспечения военных расходов явно недостаточно.

С первых дней войны перед советскими финансистами была поставлена сложнейшая задача — изыскать необходимое количество средств для ведения войны, обеспечить непрерывное и достаточное финансирование потребностей армии и флота. От их профессионализма зависело выживание огромной страны. Нужны были быстрые решения, способные дать заметный эффект и не допустить гиперинфляции, снижения производства, возникновения товарного дефицита, и, в конечном итоге, разрушения экономической системы.

В 1941 году ситуация была близка к катастрофической. На фоне необходимости наращивания военных расходов доходы бюджетов всех уровней неуклонно снижались в связи с захватом немецкими войсками экономически развитых районов страны, падением промышленного, сельскохозяйственного производства и уменьшением оборота торговли.

Схожая ситуация возникла и в Москве. В начале 1941 года население столицы составляло более 4 млн человек. В городе действовало более 15 тысяч предприятий и организаций. К началу 1942 года количество жителей сократилась примерно вдвое. Часть из них была эвакуирована, а около 900 тысяч москвичей отправились на фронт. В два раза снизилось и число предприятий и организаций. Соответственно, поступления по двум основным доходным источникам городского бюджета — налогу на доходы, который платили жители, и налогу на оборот, собираемому с предприятий и организаций, быстро падали. К тому же предприятия, выпускавшие военную продукцию, были освобождены от платежей в бюджет. В результате московский бюджет 1941 года по доходам был исполнен на 82,1% от плана.

Расходы при этом увеличивались. Помимо финансового обеспечения жизнедеятельности города, из столичного бюджета оплачивались и военные расходы. Строительство оборонительных сооружений, рвов и окопов, восстановление разрушенных зданий, обеспечение противопожарной охраны, формирование дивизий народного ополчения Москва финансировала самостоятельно.

В масштабе СССР в 1941 году общесоюзный бюджет сведен с дефицитом в 14,5 млрд рублей. Военные расходы увеличились до 86,9 млрд рублей. Их удельный вес составил 45,4 процента. Но этого не хватало, чтобы усилить армию и переломить ситуацию на фронтах.

Как же финансисты в таких условиях смогли решить поставленные задачи и заложить финансово-экономический фундамент Великой Победы?

Снизить расходы и издержки любой ценой

Выправить ситуацию в государственных финансах помог ряд решительных мер. Среди них — сверхконцентрация бюджетных ресурсов для непрерывного финансирования потребностей вооруженных сил, в том числе за счет экономии, снижения издержек и уменьшения расходов.

Все невоенные бюджетные расходы подверглись вынужденному секвестированию. Так, в Москве затраты на ЖКХ, благоустройство и транспорт были снижены на треть, на социально-культурные мероприятия — на 20 процентов. В 1942 году они уменьшились еще почти вдвое. По инициативе Мосгорфинуправления на одну пятую были сокращены управленческие расходы на государственный аппарат.

Огромную роль сыграли финансисты в процессе оптимизации себестоимости производства и ремонта вооружений. Производилась детальная калькуляция с целью снизить отпускные цены на военную продукцию. Активно поощрялись технические новшества. К примеру, за военный период себестоимость производства бомбардировщика Ил-4 уменьшилась с 800 до 380 тысяч рублей, танка Т-34 — с 269,5 до 135 тысяч рублей. Это сокращало расходы на закупку и ремонт военной техники для армии и флота. Расчеты показывают, что таким образом за годы войны было сэкономлено более 50 млрд рублей.

Все на борьбу с инфляцией

Несмотря на предпринимаемые усилия, избежать эмиссии денег для покрытия военных расходов не удалось. Накануне войны количество денег в обращении составляло 18,4 млрд рублей, а уже к 1 января 1942 года оно почти удвоилось и возросло до 34,7 млрд рублей. За первые два года войны рыночные цены на продовольствие выросли более чем в 10 раз — на черном рынке за буханку хлеба могли попросить цену, равную среднемесячной зарплате. Перед страной стояла угроза голода.

Была введена карточная система, посредством которой было налажено централизованное снабжение жителей продовольственными и непродовольственными товарами по фиксированным ценам. Она основывалась на максимально экономном использовании имевшихся продовольственных ресурсов, контроле и жестком учете их расходования. Для таких городов как Москва она обеспечила выживание большинства горожан. Всего же за годы войны снабжение по карточкам получали 80 млн человек, или свыше 40% всего населения страны.

С 15 апреля 1944 года были возобновлены продажа товаров и оказание услуг населению по рыночным ценам. Государство повело себя как рачительный купец. Реализуя небольшие излишки товаров народного потребления, оно получало значительную прибыль, которая направлялась в бюджет. Коммерческая торговля также способствовала выводу из оборота избыточной денежной массы и снижению инфляционного давления на товары потребительского сектора. Только в 1946 году из финансовой системы таким образом было выведено 8 млрд рублей.

Для сдерживания цен советские финансисты активно занимались регулированием равновесия между товарной и денежной массами. Использовались любые возможности для увеличения производства и насыщения рынка продовольствием и товарами народного потребления. Например, в Москве всячески поощрялись выпуск товаров из вторсырья и организация переработки отходов. По инициативе столичных финансистов в городе были созданы специальные хозрасчетные группы, занимавшиеся сбором и распределением среди предприятий вторичных ресурсов.

Создавались благоприятные условия для развития артелей и кустарных производств. Их силами за годы войны в столице было произведено более миллиона свечей, 1,5 миллиона зажигалок, 305 тысяч керосиновых ламп и около миллиона пар обуви. Это позволяло увеличить поступления в городской бюджет и снизить напряжение на потребительском рынке.

Активно шел поиск и новых производственных возможностей. Так, на Таганке, где в некоторых местах бьют соленые ключи, было налажено производство дефицитной соли. В московском зоопарке разводили белых мышей для изготовления вакцины против тифа, а еще его работники за время войны вырастили 250 тысяч цыплят для нужд народного хозяйства. При учреждениях и предприятиях организовывались подсобные хозяйства, помогавшие в обеспечении горожан продовольствием.

Огромную роль в стабилизации денежного обращения сыграло введение системы безналичного расчета в армии, которая помогла сберечь государственные и личные средства. Денежное довольствие военнослужащим поступало на сберегательные счета. Для их обслуживания было создано Управление полевых учреждений Госбанка СССР — система управления банковским обслуживанием действующей армии.

В итоге, несмотря на рост цен, военная инфляция в СССР оказалась ниже, чем в Германии, Италии, Великобритании и ряде других стран. За 1941–1945 годы советский рубль обесценился в 4 раза, а германская рейхсмарка — в 6 раз.

«Копейка рубль бережет»

Значительные усилия предпринимались и для увеличения доходной части бюджета. Практически сразу после начала войны были повышены налоги. Уже 3 июля 1941 года устанавливаются надбавки на сельскохозяйственный и подоходный налоги на период военного времени. Сельскохозяйственный налог удваивался, а размер надбавки на подоходный зависел от величины дохода и мог достигать 200 процентов. В конце ноября того же года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных — 5% от заработка.

С 1942 года надбавки на сельскохозяйственный и подоходный налоги заменены единым военным налогом. Его размер зависел от заработка и составлял от 120 до 2,7 тысяч рублей в год. От уплаты всех введенных налогов освобождались военнослужащие.

Предпринятые меры позволили увеличить бюджетные доходы. Если в 1940 году граждане заплатили в союзный бюджет 19 млрд рублей, то в 1942 году — уже 45 млрд рублей.

Народная война

Великая Отечественная война по праву считается народной. И это касается не только многочисленных добровольцев, ушедших на фронт. Огромный вклад граждане СССР внесли в укрепление экономики страны и финансирование военных расходов.

С самого начала войны в адрес руководства страны было направлено огромное количество писем с предложением создать Фонд обороны, в который трудящиеся могли бы на добровольной основе перечислять средства для Красной Армии. 1 августа 1941 года такой фонд был создан. «Деньги можно вносить в любые отделения Госбанка на счёт союзного бюджета по 40-му разделу», — говорилось в сообщении, опубликованном газетой «Правда».

Миллионы людей стали направлять свои личные средства в фонд. Развернулось массовое движение трудящихся по перечислению однодневного заработка на нужды обороны. Доноры крови отказывались от вознаграждения за сданную кровь в пользу фонда, изобретатели и рационализаторы — от премий, деятели искусства направляли в него свои гонорары.

За 20 дней с момента создания фонда только москвичи внесли в него 11 млн рублей. К началу ноября 1941 года вклад жителей столицы составил: 86 млн рублей, 1,4 кг платины, 7,7 кг золота, 373 кг серебра и другие ценности. В 1943 году москвичи собрали 400 млн рублей, которые пошли на создание танковой колонны «Москва», авиационного соединения «Москва» и 7 бронепоездов «Москва». Всего за годы войны жители города внесли в Фонд обороны 2,6 млрд рублей.

Таких примеров было множество, и не только в Москве. Вся страна знает саратовского колхозника Ферапонта Головатого, купившего на личные средства два самолета, Марию Октябрьскую, пожертвовавшую на танк «Боевая подруга» и ставшую его механиком-водителем. За всю войну в Фонд обороны поступило: 17,6 млрд рублей, 13,2 кг платины, 131,4 кг золота, 9519 кг серебра, драгоценностей на 1,7 млрд рублей. Это позволило создать несколько тысяч танков, 2,5 тысячи самолетов, 8 подводных лодок, 16 военных катеров.

Еще одной формой добровольного участия граждан в финансировании военных действий стали государственные займы и военные лотереи. Всего в течение 1941–1945 годов были выпущены облигации пяти государственных займов и проведены четыре денежно-вещевых лотереи. Важным нюансом стало то, что приобретение облигаций государственного займа и лотерейных билетов было доступно как за наличные деньги, так и по безналичному расчету. Это позволило привлечь в государственный бюджет также средства военнослужащих, получавших денежное довольствие.

Общая сумма поступлений в государственный бюджет, в результате размещения облигаций государственных военных займов и продажи билетов денежно-вещевых лотерей, составила 86,442 млрд рублей.

Благодаря предпринятым мерам, к 1943 году в целом удалось сбалансировать государственный бюджет, обеспечить рост промышленного производства и начать восстановление освобожденных территорий. В 1943 году доля военных расходов государственного бюджета СССР достигла 67,9% и оставалась примерно на том же уровне до конца войны. В 1944 году объем промышленного производства на 4% превысил уровень довоенного 1940 года.

Начиная с 1944 года государственный бюджет СССР сводился с профицитом. В 1944 году профицит составил 4,7 млрд рублей, в 1945 — 3,4 млрд рублей.

Согласно расчетам финансистов, за всю войну прямые затраты Советского Союза на ведение боевых действий составили 586 млрд советских рублей или 388 млн рублей за каждый день войны. Таким образом, на средства, полученные от граждан (без учета Фонда обороны), страна воевала 223 из 1418 дней войны!

Герои финансового фронта

Военная история советских и московских государственных финансов связана прежде всего с двумя выдающимися руководителями — Арсением Григорьевичем Зверевым и Виктором Ефимовичем Михеевым. Оба имеют схожую судьбу и оба во время войны занимали высокие руководящие посты: Арсений Зверев — наркома финансов СССР, Виктор Михеев — руководителя Мосгорфинуправления.

Арсений Зверев руководил финансовой системой страны без малого 22 года: с января 1938 по май 1960 года. Его часто называли самым эффективным министром.

Профессиональная карьера Зверева началась в 1924 году именно в Мосфинотделе с должности налогового инспектора Рогожско-Симоновского района. В 1936 году он стал заведующим Бауманским райфинотделом.

Зверев сумел в первые же дни после нападения Германии перевести экономику на военные рельсы, четыре года достойно снабжать фронт и при этом избегнуть разрухи, массового голода и лишений в тылу.

«В отличие от гражданской войны, когда силою вещей и естественного хода событий роль денег часто сводилась к нулю, в период Великой Отечественной войны могучей социалистической державе удалось сохранить за деньгами их роль в гораздо большей мере <…> Поэтому и финансовая служба должна была так же четко и незыблемо, как и прежде, делать свое дело, обеспечивая военные и иные нужды страны. Возросла, по сравнению с мирными днями, общегосударственная ответственность финансовых работников», — писал Арсений Зверев в своей книге «Записки министра».

Виктор Михеев возглавил столичное финансовое ведомство через два месяца после начала войны. Михеев сыграл огромную роль в обороне Москвы и дальнейшей стабилизации финансово-экономической ситуации в столице, принимал непосредственное участие в послевоенном восстановлении города. Ему принадлежит рекорд по продолжительности руководства московскими финансами. Он возглавлял Мосгорфинуправление в течение 26 лет, вплоть до 1967 года.

По воспоминаниям современников и сослуживцев Виктор Михеев обладал крутым и независимым нравом, часто был резок с коллегами, отстаивая свою позицию. Однако даже это не могло изменить отношения к нему руководства и сослуживцев как к профессионалу высочайшего класса.

Многие финансисты, как и граждане других профессий, ушли добровольцами на фронт. Они воевали на передовой, служили в частях снабжения армии. В своих публикациях мы рассказывали о подвигах и судьбах московских финансистов и продолжаем собирать информацию об их вкладе в Победу.

Советские финансисты вместе с гражданами страны одержали не менее блестящую победу на финансовом фронте. Благодаря мобилизации, сплоченности и самопожертвованию народов СССР экономика страны выдержала все сложности военного времени и обеспечила крах фашизма.