Арабские Эмираты в последние годы стали популярным местом для релокации и открытия бизнеса. Исследование Департамента экономики и туризма Дубая показало, что власти государства в 2021 году выдали 72 152 бизнес-лицензий — это почти на 70% больше, чем в 2020 году. О том, какие варианты для ведения бизнеса существуют, как выбрать рыночную нишу и продвигать компанию в ОАЭ, рассказывает основательница консалтинговой компании Right Start и туристической компании Holiday Tours Александра Васильева.
Культурные особенности Перед тем, как выбирать нишу, важно знать общие культурные особенности, которые влияют на бизнес-процессы в стране. Среди них:
Ритм жизни здесь сильно отличается от стран СНГ: он более размеренный и неторопливый. Например, чтобы заключить сделку в ОАЭ, может потребоваться довольно много времени. Та задача, на которую в России требуется час, в Эмиратах может растянуться на три дня.В стране лояльное отношение к опозданиям. Если встреча назначена на 12:00, вполне возможно, что предприниматели из ОАЭ придут на нее только в 14:00. Но иностранцам забывать о пунктуальности все же не стоит — ваше опоздание местные жители могут расценить как неуважение. Каждый год мусульмане во время Святого Месяца Рамадан соблюдают пост. От восхода и до заката они воздерживаются от еды, питья и курения. Важно, чтобы резиденты ОАЭ помнили об этом, договариваясь о встрече с местными партнерами.ОАЭ — мусульманская страна, требующая консервативного стиля. Выбирая наряд для деловых встреч, мужчинам лучше отдать предпочтение костюму и галстуку. Женская деловая одежда должна закрывать плечи, руки и ноги.
Как выбрать направление для бизнеса в ОАЭ Как правило, большинство предпринимателей на этапе планирования открытия бизнеса в ОАЭ рассматривают следующие направления: агентства недвижимости, beauty-сфера и ресторанный бизнес.
Действительно, на фоне активного экономического развития страны спрос на услуги риелторских компаний, осуществляющих комплексное сопровождение сделок купли-продажи и аренды в ОАЭ, растет. Также рентабельным направлением работы является вeauty-сфера.
В ОАЭ живет 9,7 млн человек, но всего 11 % из них — местные. В стране много иностранцев, поэтому есть спрос на рестораны с разными кухнями. Но даже при наличии всех перечисленных условий предприниматели, которые выбирают эти ниши для бизнеса, могут столкнуться с трудностями.
Основная проблема работы в перечисленных видах бизнеса — очень высокая конкуренция. В реальности многие компании из этих сфер работают на рынке не более года.
Другя прблема – особенности рынка. Здесь огромную роль играют тонкости: неправильное место для ресторана или салона красоты и непонимание психологии местного потребителя могут помешать реализации даже самой перспективной бизнес-модели.
Еще один важный фактор – местная культура. Важно понимать, что ОАЭ — страна со своими культурными особенностями. Не всегда успешная в России или другом государстве бизнес-модель будет такой же в Эмиратах.
Минимизировать риски можно следующим образом:
Перед запуском бизнеса в ОАЭ важно детально изучить рынок, оценить потенциал выбранного вами направления, провести исследования деятельности конкурентов. Идеальный вариант — жизнь в стране в течение 2-3 месяцев до открытия бизнеса. Этого времени будет достаточно, чтобы изучить потребности потенциальных клиентов, найти партнеров, поставщиков, познакомиться с уже работающими в стране предпринимателями, провести маркетинговые исследования. Такой подход позволит минимизировать риски и построить успешный бизнес в ОАЭ.
Перспективные направления работы Помимо направлений, о которых мы говорили выше, в ОАЭ активно развиваются другие сферы. Конкуренция в них не такая высокая, а перспективы — огромные, так как на текущий момент на рынке есть недостаток компетентных специалистов или невысокое качество сервиса по следующим направлениям:
IT Маркетинг полного цикла НейромаркетингКриптовалюта и NFTФинансовые консультацииОбразование Event, развлечения Медицина и косметология РекрутингПри открытии бизнеса в ОАЭ важно знать, что страна разделена на Free Zone и MainLand. Для каждой из зон характерны свои правила и особенности.
Free Zone
Это свободная экономическая зона. Определенная территория Эмиратов, внутри которой иностранные предприниматели могут вести бизнес, покупать и арендовать помещение, набирать команду. На данный момент в ОАЭ существует около 50 Free Zone (20 — в Дубае). Важно, что каждая автономна и имеет собственное корпоративное регулирование.
Подойдет для: организаций, ориентированных на внешние рынки и специализирующихся на IT, консалтинге, промышленности, образовании, логистике, недвижимости, торговле, телекоммуникациях и пр.
Предприниматели выбирают экономическую зону исходя из направления бизнеса. Самые востребованные сегодня: Dubai Media City, Dubai Studio City, Dubai Production City, Dubai Knowledge Park и Dubai Design District, Dubai Technology аnd Electronic Commerce.
В среднем, стоимость лицензии может составить около 6000-7000 USD, конкретная цена зависит от Free Zone. Важно учитывать, что разные зоны определяют различную стоимость получения виз для владельцев организации и сотрудников (~2300 USD вместе со страховкой).
Обязательным условием для регистрации компании является аренда помещения, расходы на нее зависят от количества работников в команде.
В настоящее время предпринимателям из России может быть проблематично открыть корпоративный счет во Free Zone. В данном случае необходимо привлечь партнера с иностранным паспортом, на которого можно зарегистрировать компанию.
MainLand
Это основная территория Арабских Эмиратов. Компании, регистрирующиеся в MainLand могут вести бизнес по всей стране.
Подойдет для: инвесторов и предпринимателей, нацеленных на долгосрочное присутствие на рынке ОАЭ.
Сколько может стоить: цена регистрации бизнеса рассчитывается исходя из: целей и направления организации, гражданства основателей, количества сотрудников. Для каждого работника требуется открыть резидентство на 2 года и сделать страховку. Стоимость этого ~2300 USD. Аренда помещения также является обязательной, его площадь должна составлять не менее 19 кв. м. В среднем, стоимость открытия компании в MainLand варьируется от 8000 до 25000 USD. Средний чек — 10000-13000 USD.
Продвижение бизнеса: с чего начать Как показывает исследование отдела маркетинга малого и среднего бизнеса Google MENA, в ОАЭ в 15 раз меньше компаний, у которых есть онлайн-площадка, чем в любом государстве Европы. Таким образом, интернет-маркетинг для продвижения компаний на рынке ОАЭ — перспективное направление.
Среди важных инструментов, которые будут полезны в начале развития бизнеса:
продающий сайт контекстная реклама — Google Ads ведение аккаунтов в социальных сетях (таргетированная реклама)SEO-оптимизацияколлаборации с блогерами (особенно в сферах: beauty, медицина, косметология) Таким образом, методики продвижения бизнеса в Арабских Эмиратах знакомы практически любому российскому предпринимателю. Но важно помнить, что для успешной и долгосрочной работы компании важно: правильно выбрать нишу, разработать стратегию, детально изучить потребителя и конкурентов.