ЕСП сформировал второй антисанкционный пакет предложений по защите контейнерного рынка

В конце февраля ЕСП подготовил пакет оперативных финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки российского контейнерного рынка в изменившейся экономической ситуации. Уже в начале марта предложения были направлены советнику президента РФ Игорю Левитину, премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, председателю комитета Государственной думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичеву, а также в профильные федеральные органы власти.

ЕСП сформировал второй антисанкционный пакет предложений по защите контейнерного рынка
© РЖД-Партнер

Большая часть инициатив ЕСП была поддержана ФОИВами и нашла отражение в антикризисных решениях властей. Существенный эффект дали предложения по коррекции государственных макроэкономических решений, в том числе касающихся валютных операций. В частности, со стороны ЦБ РФ поддержана просьба ЕСП о минимизации курсового спреда при покупке валюты после обязательной продажи 80% валютной выручки. Кроме того, возвращена возможность 100%-ного авансирования транспортно-логистических услуг нерезидентов (вместо 30%). Это позволило сохранить целостность международных логистических услуг.

Для предотвращения потенциального дефицита контейнеров в стране на фоне ухода из РФ западных морских линий (членами ЕСП оценивается в 77 тыс. ед.) реализованы предложения объединения, способствовавшие кратному ускорению и росту объемов контрактации:

• предоставлено право многократного использования контейнеров в пределах сроков временного ввоза;

• приостановлено действие 10%-ной таможенной пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры (до 30 сентября 2022 г.).

Новый антисанкционный пакет ЕСП призван дополнительно повысить устойчивость контейнерного бизнеса в условиях агрессивной макроэкономической среды, а также создать платформу для развития отрасли в средне- и долгосрочной перспективе и выполнения ею государственных задач по сохранению и развитию российской экономики.

Одна из наиболее масштабных и актуальных инициатив объединения – обновление программы по развитию опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на территории РФ. Совместно с Минтрансом ЕСП ведет работу по подготовке изменений в соответствующий ведомственный проект, которые в начале июня планируется представить на рассмотрение Правительства в итоговом виде (инициатива ЕСП уже поддержана правительством).

В обновленной программе будет четко прослеживаться ее переориентация на Восточный полигон. По мнению ЕСП, из-за дефицита портовой контейнерной инфраструктуры существенное внимание должно уделяться строительству тыловых сухопутных терминалов и развитию пограничных переходов на Восточном полигоне. Кроме того, крайне важно создание ТЛЦ в крупных агломерациях Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе для снижения нагрузки на Московский транспортный узел.

Одновременно готовится проект постановления правительства для поддержки частных инвесторов при строительстве опорной сети контейнерных ТЛЦ. В частности, предлагается механизм субсидирования кредитной ставки в размере 50% ключевой ставки ЦБ РФ. «Все проекты «живые», реализуются на частные деньги, что в текущих условиях является ценностью для экономики. Рынок хочет инвестировать в транспортную инфраструктуру. Задача – не пропустить текущий строительный сезон, нам нужно оперативное решение», – заявил исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков, добавив, что понимание и поддержка Минтранса и правительства в этом вопросе есть.

Другая актуальная для отрасли инициатива ЕСП – продление еще на 6 месяцев (до марта 2023 г.) решения Евразийской экономической комиссии об обнулении пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры. «В связи с карантинными ограничениями китайских производителей, у которых в основном приобретают контейнеры российские операторы, можно просто не успеть воспользоваться мерой до 30 сентября. Нужно дополнительное время для пополнения парка», – пояснил глава ЕСП.

Параллельно прорабатывается вопрос о субсидировании приобретения контейнеров. Решения правительства уже позволяют получать кредиты по пониженной субсидируемой ставке. ЕСП также предлагает возвращать покупателям 25% стоимости закупаемых контейнеров. «Это позволит не допустить возможного дефицита. Из 77 тыс. контейнеров примерно половина, как ожидается, будет покрыта за счет аренды, остальные будут приобретаться», – отметил Сергей Авсейков.

Снижению дефицита, по мнению объединения, будет способствовать и увеличение с 90 до 180 дней нормативного срока временного ввоза контейнеров. Организация продолжает лоббировать внесение соответствующих поправок в законодательство.

Также идет работа по защите приоритетности контейнерных перевозок в восточном направлении. «Перестройка логистики еще больше усилила спрос на дефицитную провозную способность Восточного полигона, есть трудности трафика. При этом, например, появляются предложения по отмене контейнерного транзита с недружественными странами. Это чревато дисбалансом логистики контейнеров и их вымыванием из РФ», – подчеркнул глава ЕСП.

В рамках стратегических задач ЕСП планируется разработать межотраслевую стратегию развития рынка контейнерных перевозок. Объединение уже заказало НИР по оценке конкурентных преимуществ и социально значимых эффектов от контейнеризации для РФ.

Также в объединении запланированы мероприятия по популяризации современной контейнерной логистики во внешней̆ среде, в том числе с помощью цикла стратегических сессий для руководителей̆ органов исполнительной̆ власти, представителей̆ законодательных федеральных и региональных органов власти, ОАО «РЖД» и других организаций.