Многоэтажки рискуют остаться без лифтов

В 22 российских регионах половина лифтов отслужила свой срок и нуждается в замене. При этом из-за санкций иностранные производители подъемников временно прекратили поставки в Россию, а 24 мая Правительство запретило госзакупки пассажирских лифтов, сделанных в зарубежных странах, кроме государств Евразийского экономического союза. Справятся ли наши заводы с импортозамещением, разбиралось наше издание.

Многоэтажки рискуют остаться без лифтов
© Парламентская газета

Угнаться будет сложно

Согласно постановлению кабмина от 20 ноября 2021 года №1989, иностранные лифтовые компании с 24 мая не могут участвовать в государственных закупках в России. Исключение составили производители из ЕАЭС — Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии.

Зарубежные поставщики начали уходить с российского рынка в начале весны после введения Западом масштабных антироссийских санкций. Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE приостановил поставки 3 марта, сообщили на сайте компании. Временно ушла с нашего рынка немецкая TK Elevator. Американская лифтовая компания Otis 11 марта перестала принимать заказы в России.

Особенно чувствительным уход с рынка иностранных предприятий окажется для жителей высокоэтажных зданий и застройщиков, специализирующихся на возведении небоскребов. Как рассказал нашему изданию первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, отечественные производители пока не могут полноценно заменить этот сегмент. Высотность зданий, в которых можно монтировать кабины российского производства, ограничена 30-35 этажами, пояснил эксперт. К тому же наши подъемники передвигаются со скоростью до двух метров в секунду. Для сравнения: лифты Otis развивают до 12 метров в секунду.

Импортные кабины используют во многих новых домах и жилье премиум-класса. По данным Минпромторга, почти 30 процентов лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, сообщил РБК 21 марта, 13 процентов из них сделаны в Европе и США. Застройщики уже начали искать замену этим производителям в Азии и в Турции.

«Уход зарубежных предприятий вносит определенные сложности при подборе запасных частей для подъемников иностранного производства. Нужно учитывать, что в России эксплуатируют более 60 тысяч импортных лифтов», — отметил Захаров. Он подчеркнул, что нужно наладить параллельный импорт этих деталей, пока их не смогли полноценно заменить отечественными.

При этом в Минпромторге считают, что мощности российских предприятий «позволяют нарастить объемы продукции и максимально уйти от импортных составляющих и комплектующих», сказал замглавы ведомства Михаил Иванов на совещании в Совете Федерации 19 мая, сообщили на сайте палаты. Сегодня наши предприятия выпускают в год около 50 тысяч кабин, отметил Иванов.

Регионам нужна помощь

На плановой замене лифтов в многоквартирных домах уход иностранцев не скажется: вышедшие из строя кабины меняют в основном на российские, пояснил Алексей Захаров. Здесь проблема не в поставщиках, а в финансировании. Не всем регионам хватает денег на новые подъемники.

В 2021 году из Резервного фонда на капитальный ремонт и замену лифтов выделили 750 миллионов рублей. На эти же цели идут средства Фонда ЖКХ.

«Всего по состоянию на 1 мая текущего года Фондом ЖКХ одобрена господдержка на сумму 1,2 миллиарда рублей для замены 2,4 тысячи лифтов. Из них 81 процент уже введены в эксплуатацию», — сообщил замглавы Минстроя Алексей Ересько на заседании в Совете Федерации.

Но сегодня в 22 регионах более 50 процентов лифтов отработало свой срок, а в некоторых субъектах Федерации старых кабин — 70 процентов, отметил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин. При этом региональных бюджетов не хватает на модернизацию подъемников, и в итоге лифты в жилых домах небезопасны.

До 2024 года требуется заменить почти 103 тысячи лифтов на общую сумму более 171 миллиарда рублей, сказал глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Андрей Шевченко.

«Средства федерального бюджета на эти цели не выделяют, и замена лифтов финансируется только за счет региональных бюджетов, что часто приводит к срывам сроков», — посетовал сенатор. Он предложил как минимум на три года создать систему оказания регионам финансовой помощи на эти цели. Также Шевченко уверен, что в условиях западных санкций следует поддержать государственными льготами отечественные лифтовые заводы.

Как стало известно нашему изданию, предложения сенаторов в конце мая отправили в Правительство, но какие из них поддержат, говорить пока преждевременно.

Проблемой займется рабочая группа

Между тем в Госдуме еще в конце января создали рабочую группу по вопросам замены лифтов в жилых домах. В ее состав вошли 23 человека, среди которых депутаты профильного думского комитета, представители Минпромторга, Минстроя, Ростехнадзора, Росстандарта, а также эксперты общественных организаций. Как сообщил председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, глава рабочей группы Сергей Пахомов, Таможенный союз утвердил Техрегламент «Безопасность лифтов», согласно которому все подъемники в стране необходимо привести в соответствие требованиям безопасности до 15 февраля 2025 года.

Депутат уверен, что производство в России наладят, но с финансированием не все так просто: «Мы с коллегами из Правительства обсуждаем варианты решений в ситуации, связанной с необходимостью замены большого количества лифтов в ограниченное время».