Эксперт: принцип "1 правило за отмену двух" может стать логичным продолжением "гильотины"

МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Практика, по которой при введении одного нового требования для бизнеса будут отменяться два действующих, может стать логичным продолжением реформы контрольно-надзорной деятельности и "регуляторной гильотины", инициированной правительством. Такое мнение высказал в понедельник ТАСС вице-президент Центра стратегических разработок Константин Никитин.

"Возможно, при проведении реформы придут и к реализации ранее звучавшего принципа 1 in 2 out. Если появляется одно новое требование, два старых должны быть исключены", - сказал он. Никитин привел данные оценки отраслевых групп, которые опросил Аналитический центр при правительстве РФ. По ним экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составляет порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.

Эксперт напомнил, что основной задачей реформы было создание механизма по устранению избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований по всевозможным сферам деятельности. Правительство совместно с бизнес-сообществом провело работу по систематизации и анализу всех требований. В итоге 143 тыс. из 318 тыс. были отменены. Для реформы были сформированы 43 отраслевые рабочие группы.

"Чтобы ситуация с разрастанием корпуса требований в дальнейшем не повторилась, на сегодня законодательно установлено, что любые требования должны раз в шесть лет пересматриваться на предмет актуальности. Новые требования могут вводиться два раза в год, причем вводятся они после консультаций со всеми заинтересованными сторонами - представителями бизнеса, экспертного и научного сообщества. Отраслевые группы продолжают работу, проверяя на актуальность все инициативы по изменению требований", - уточнил Никитин.

"Дружелюбный" контроль нарушений

Чтобы обеспечить механизм смещения акцента с проверок на профилактику нарушений со стороны органов контроля и непосредственно инспекторов, в рамках реформы внедрен так называемый риск-ориентированный подход.

"Этот подход уже дал результат: если в 2019 году инспекторы провели 1,5 млн проверок, то в 2021 году эта цифра снизилась почти в два раза, а по сравнению с 2011 годом - на 72%. А для малого бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года еще более ощутимо: количество проверок во втором полугодии по сравнению с первым снизилось в четыре раза, с 243 тыс. до 62 тыс. Растет и доля профилактических мероприятий от общего количества проверок: с 38% в прошлом году до уже 77% в текущем", - рассказал собеседник агентства.

По его мнению, значительно сэкономить силы и средства бизнеса также может и введение обязательного досудебного обжалования результатов проверок. Расходы на юристов, госпошлину и затраты человеческих ресурсов при оспаривании выводов контрольных (надзорных) органов в судах - все это осталось в прошлом, напомнил Никитин.

Теперь жалобу на решение или действия контролеров можно подать через личный кабинет на портале госуслуг, где создан сервис "Жалоба на решение контролирующих органов", там же возможно в режиме реального времени отслеживать ход рассмотрения жалобы. Это существенно сокращает сроки. Если ранее в судах решения можно было ждать по полугода, то при досудебном обжаловании срок рассмотрения жалобы составляет не более 20 дней (на практике не более 12 дней). Вице-премьер - руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко ранее обещал и дальше совершенствовать этот механизм.

В настоящее время все проверки предпринимателей попали под мораторий. Жалобы о нарушении моратория на проверки рассматриваются всего в течение одного рабочего дня. Таким образом, правительство старается демонстрировать высокую мобилизацию ресурсов и решимость обеспечить неукоснительное соблюдение моратория, указал Никитин.

"Но срок моратория однажды закончится. Важно, чтобы правительство не останавливало реформу и продолжало снижать надзорную нагрузку за счет дальнейшей цифровизации процедур контроля. Необходимо замыкать контур контроля, а главное - заводить в этот контур вслед за федеральными и региональными еще и муниципальные органы контроля, чья текущая деятельность пока далека от цифры. Кроме того, нужно продолжать работу по развитию профилактики нарушений, делать контроль "дружелюбным" и доносить до инспекторов, что именно предприниматель создает добавленную стоимость, рабочие места и платит налоги, которые в конечном счете идут на повышение уровня жизни всех граждан. В нынешних условиях это особенно важно, ведь цель создания комфортных условий для развития страны недостижима без взаимной работы государства и бизнеса", - заключил эксперт.