«Мы стараемся помочь всем, кто к нам обратился» – как работает центр поддержки экспорта Омской области
Светлана, когда в нашем регионе появился центр поддержки экспорта (далее – ЦПЭ) и для чего он был создан?
— Центр основали 1 августа 2012 года при поддержке Министерства экономики Омской области. Он является структурным подразделением Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Наша миссия - это реализация экономического потенциала нашего региона путем осуществления поддержки экспорта и продвижения инвестиционных проектов омских предпринимателей на зарубежных рынках.
Кому именно помогает центр?
— Собственно в самом наименовании нашей организации есть оговорка по поводу субъектов малого и среднего предпринимательства. Именно эти представители регионального бизнес-сообщества больше всего нуждаются в поддержке со стороны государства. Как правило, у рядового предпринимателя меньше финансовых, информационных и иных ресурсов для выхода на зарубежный рынок нежели у представителя крупного бизнеса. Но даже для малого и среднего бизнеса есть условие – он не должен попадать под категорию сырьевого и энергетического.
Какие цели стоят перед вами и вашими подчиненными?
— В глобальном смысле мы содействуем выходу бизнеса из Омской области на международные рынки товаров, услуг и технологий. И для этого центр оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку предпринимателям.
ЦПЭ наверняка выполняет целый ряд функций. Каких?
— Оказывает содействие расширению списка стран-партнеров внешнеторговой деятельности и увеличению количества предпринимателей, осуществляющих поставки на экспорт. Мы работаем над повышением активности участия малого и среднего бизнеса из Омской области в международных выставках и ярмарках, ростом конкурентоспособности предпринимателей. ЦПЭ также содействует в повышении уровня подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
Что нужно сделать бизнесмену, чтобы получить помощь центра?
— Достаточно обратиться к нам, а иногда и просто зайти на сайт. Посетив его, потенциальный экспортер может узнать достаточно, чтобы начать вести бизнес в сотрудничестве с другими странами. На сайте можно ознакомиться с интерактивным справочником экспортера и учебным пособием для начинающего экспортера, а также различными памятками и навигаторами. К тому же в разделе со справочной информацией есть множество полезных ссылок на правовые акты Российской Федерации и Омской области, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, таможенное или налоговое законодательство, а также информацию о торговых представителях РФ в различных странах мира.
Что ждет предпринимателя, который обратился непосредственно в ЦПЭ?
— Для начала мы с ним все обсудим: узнаем о потребностях, о том, что предприниматель производит, насколько он готов к экспорту. Вместе выбираем меры, которые могут помочь. Но мы не ограничиваемся тем, что просто консультируем. Мы можем предоставить дополнительные услуги, будь то актуализация коммерческого предложения, с которым предприниматель сможет выходить уже на внешние рынки, или перевод презентационных материалов. Причем перевести поможем не только на английский язык, но и на любой другой язык потенциальных иностранных покупателей. Для нейтрализации языкового барьера ЦПЭ также ведет сопровождение переговорного процесса - оказывает содействие в проведении деловых переговоров, включая последовательный перевод в рамках наших мероприятий. Также по запросу центр может переслать пробную продукцию в страну назначения.
Существует ли какой-то отбор предпринимателей? Кому центр окажет услугу, а кому нет?
— Бывает, что приходит бизнесмен с запросом: «Хочу на маркетплейс». Но в ходе изучения специфики его товаров, объемов производимой продукции, количества готовой продукции на складах, мы понимаем, что ему может подойти другой механизм поддержки. Мы стараемся помочь всем, кто к нам обращается. Бюджет нам позволяет это делать, но, разумеется, исходя из целесообразности. Если предприниматель хочет что-то конкретное, но мы понимаем, что для него это неэффективно, то рассматриваем альтернативные варианты мер поддержки.
Либо мы предлагаем какие-либо иные услуги единого центра оказания услуг «Мой бизнес», поскольку наш центр входит в его структуру. Так происходит, если компания пока не готова к экспорту.
В центре «Мой бизнес» также функционируют Фонд микрофинансирования, Региональный гарантийный центр, Центр поддержки предпринимательства и Фонд развития промышленности. Ключевой момент - мы никого не бросаем и адресно перенаправляем предпринимателей туда, где им могут оказать наиболее эффективную помощь.
Что нужно сделать представителю бизнеса, чтобы получить какую-либо услугу?
— Мы работаем с предпринимателями на основе соглашений, поэтому нужно подписать одно из них. Соглашения могут быть двусторонними, если непосредственно наш центр оказывает услугу. Соглашение может быть также трехсторонним, если мы оказываем помощь на условиях софинансирования – участниками договора будут сам предприниматель, ЦПЭ и подрядчик как непосредственный исполнитель.
Расскажите о вашей новой транспортной услуге.
— ЦПЭ в ближайшем будущем начнет оказывать новую услугу, предусматривающую софинансирование транспортных затрат субъекта предпринимательства по территории России. Она будет осуществляться при условии, что компания не получала средства из федерального бюджета или бюджета Омской области на возмещение тех же затрат. Услуга предоставляется на условиях софинансирования (расходы центра составят не более 80% затрат, связанных с осуществлением транспортировки продукции компании по территории Российской Федерации, и не могут превышать предельное значение, предусмотренное сметой). Обязательным условием для получения услуги является заключенный экспортный контракт, предусматривающий обязанность омской компании осуществить транспортировку продукции иностранному покупателю.
Поддержка предпринимателя в рамках оказания услуги происходит только до определенного момента?
— ЦПЭ помогает субъектам малого и среднего предпринимательства на всех стадиях экспортной сделки: от базовых консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности и обучения до поиска партнера и организации участия в бизнес-миссиях и в международных выставках как в России, так и за рубежом.
Мы можем оказывать услуги по софинансированию сертификации и регистрации товарного знака за пределами территории Российской Федерации, в рамках которых 20% оплачивает предприниматель, 80% – ЦПЭ. На условиях софинансирования мы можем также адаптировать сайт компании, переведя его на любой язык потенциального потребителя. Не создать сайт с нуля – это не входит в компетенцию центра, а именно адаптировать.
Чаще всего просят перевести сайт на английский язык, но есть запросы на перевод и на китайский язык, и более специфичные вроде монгольского. Для этого у ЦПЭ есть заключенные договоры с опытными агентствами, оказывающими услуги перевода.
Помогаете ли экспортировать посредством онлайн-площадок?
— Да, конечно. Для каждого отдельного предпринимателя мы подбираем маркетплейс, проводим мероприятия по онлайн-экспорту. По итогам прошлого года благодаря ЦПЭ 24 омских компании разместили свои товары на таких электронных торговых площадках, как Amazon, Europages, eBay, Epinduo и Alibaba.
С учетом политической ситуации сейчас некоторые площадки прекратили или приостановили свою работу, но после того, как все стабилизируется, размещенные на них предприниматели смогут продолжить работу. В этом году мы также планируем работу с такими новыми электронными площадками, как TopFranchise.ru, ЛеснойРесурс.РФ и 1688.com. Последний маркетплейс ориентирован на Китай, и на него есть большой спрос. Однако все они должны быть аккредитованы в АО «РЭЦ». Например, пока мы не можем оказать помощь в размещении на Ozon или Wildberries, потому что они не аккредитованы.
В каких еще форматах омские предприниматели могут получить новые знания об экспорте?
— Помимо консультаций в рамках обращений, мы также проводим семинары школы экспорта Российского экспортного центра (далее - РЭЦ). Темы семинаров разнообразные и посвящены многим аспектам – от маркетинга и логистики до налогов и документооборота. Участие в экспортных семинарах бесплатное, а проводят их региональные и федеральные тренеры, аккредитованные в АО «РЭЦ». Также мы проводим семинары и мастер-классы на тему экспорта. Ближайший семинар по теме «Грамотный вход в экспортную деятельность: учимся на чужих ошибках» состоится 23 июня.
А что по поводу участия в международных мероприятиях? Как с этим вы помогаете омскому бизнес-сообществу?
— В первую очередь мы информируем – у нас составлен план выездных мероприятий. Доносим до предпринимателей, что участвовать в них можно и нужно. Например, в конце июня запланирована многоотраслевая бизнес-миссия в город Бишкек, а в середине сентября – бизнес-миссия в Павлодар. В любой из них желающие могут принять участие, на нашем сайте есть возможность подать заявку онлайн. Иногда мы сами обзваниваем экспортеров и предлагаем поехать, а иногда они нас находят.
Выставки – это тот механизм, который приносит максимальную конверсию для предпринимателя. Например, на прошедшей недавно выставке в Азербайджане предприниматель мог встретиться с не только с представителями самого Азербайджана, но и Ирака, Ирана, Индии, Литвы, Турции, Казахстана, Беларуси и других стран. Международные выставки открывают огромные возможности, ведь свой продукт можно презентовать всем, кто приехал, а зачастую это заинтересованные представители десятков стран, вплоть до 10 тысяч человек.
Непосредственная же помощь ЦПЭ заключается в том, что мы можем помочь с арендой выставочных площадей и застройкой стенда, оплатить регистрационный взнос и доставку образцов продукции на выставку. Финансирование этих мероприятий осуществляется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Предпринимателю остается только приобрести билеты для себя или своей делегации и оплатить размещение в гостинице.
Зачастую мы организовываем на выставках коллективные стенды, на которых представлены не менее трех компаний из Омской области. Например в конце мая в Республике Казахстан проходила международная строительная и интерьерная выставка ASTANABUILD 2022, на которой в рамках коллективного стенда свою продукцию представили сразу семь омских компаний. Если позволяет бюджет и площадь нашего коллективного стенда, мы берем всех желающих, которые готовы выходить на экспорт.
Ежегодно в феврале ЦПЭ также проводит конкурс на предоставление индивидуальных стендов на международных выставках. Его победители могут разместить свой стенд практически на любом мероприятии в пределах выделенного финансового лимита.
В каких еще странах в этом году запланированы выездные мероприятия?
— Помимо Киргизии и Казахстана мы также предлагаем омским предпринимателям показать свои товары в Монголии, Турции, Вьетнаме. Однако стоит учитывать, что выставки, форумы и бизнес-миссии могут быть не только многоотраслевыми, но и специализированными – например, исключительно для строительной или агропромышленной отрасли. В таких мероприятиях участвовать смогут лишь представители определенной сферы.
Скольким центр помог за 2021 год?
— Количество уникальных субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся в ЦПЭ Омской области, по итогам прошлого года составило 423 организации, им суммарно оказано более тысячи услуг.
Кроме того, во всероссийском рейтинге наш ЦПЭ занял третье место по итогам 2021 года. На рейтинг влияют такие показатели, как количество новых экспортеров, выведенных на рынки - у нас их более 20; и количество стран, в которые поддерживаемые нами экспортеры вывели свои товары, и это более 50 стран. Мы достигаем таких успехов в частности за счет маркетплейсов, через которые наши экспортеры отгружают свои товары и в Австралию, и в Европу, и в Африку. Объем регионального экспорта за отчетный период составил почти 60 млн. долларов. И в данном случае речь идет только о тех предпринимателях, которых мы поддержали.
Из нескольких сотен экспортеров нашего региона можете назвать кого-то, кто выделяется среди остальных?
— Чтобы подвести ежегодные итоги, мы вот уже в десятый раз проводим региональный конкурс «Экспортер года». Участие в этом мероприятии дает возможность предпринимателям заявить о себе, своих успехах и достижениях. Помимо этого, диплом и памятная награда повышает престиж и укрепляет авторитет компаний, признавая их лидерами в своей отрасли в текущем году.
В региональном конкурсе 2021 года у нас было предусмотрено сразу пять номинаций, по итогам стали победителями 15 компаний-экспортеров. Сейчас стартовал федеральный конкурс, в котором могут принять участие как победители регионального конкурса, так и другие экспортеры Омской области. Отмечу, что выиграть вполне реально: в прошлом году сразу две омские компании стали призерами конкурса на всероссийском уровне. В категории «Малое и среднее предпринимательство» II место занял индивидуальный предприниматель Сергей Маричев, а торгово-промышленная компания «Сладонеж» заняла II место в номинации «Трейдер года» в категории «Малое и среднее предпринимательство». Поэтому мы приглашаем всех желающих экспортеров принять участие – шансы получить призовое место действительно есть у каждого.
Чем именно занимается омский бизнес, который больше всего экспортирует?
— В целом экспортируется продукция промышленности – легкой промышленности, пищевой, агропромышленного комплекса. Например, у нас был очень большой экспорт зерна, хотя сейчас действуют квоты. Большой объем экспорта приходится на пищевую промышленность и такие гиганты, как «Сладонеж», «Сладуница» и «Любинский молочноконсервный комбинат». Если говорить об услугах IT-компаний, то они не в таком объеме экспортируют, как те же «зерновики», которые отгружают вагонами и тоннами.
Но мы поддерживаем абсолютно все сферы - от серьезных промышленных предприятий до предпринимателей, которые занимаются хендмейдом. И их мы тоже выводим на внешние рынки – для них существуют специальные маркетплейсы. Да, они не будут давать столь масштабных объемов, но они такие же предприниматели, которые могут получать от нас поддержку и могут участвовать в выставках.
Изменилась ли работа в условиях недавно введенных западных санкций?
— Изменилась, конечно. Сейчас есть проблемы с нестабильностью валюты, и представителям некоторых стран стало невыгодно покупать у нас с учетом падения доллара. У многих наших экспортеров также возникли проблемы с поставками импортного сырья или комплектующих. Центр «Мой бизнес» помогает им в поисках импортных комплектующих, создан специальный центр поддержки импортозамещения. Мы заинтересованы в том, чтобы наши экспортеры нашли необходимые им аналоги в доступных странах и продолжали поставки за рубеж.
Кроме того, увеличился круг задач нашей федеральной организации. 26 марта был подписан закон, который расширил компетенции группы РЭЦ: теперь она может поддерживать импорт через инструменты финансирования, страхования, гарантийную и иную поддержку. В том числе эта поддержка будет направлена на решение задач по перенастройке производственных цепочек и замене поставщиков оборудования и комплектующих производителей, обеспечивая устойчивость производственных циклов.
Но задача нашего центра остается прежней – охватить как можно большее количество омских предпринимателей и оказать им поддержку по части экспорта. Чтобы все остались довольны, и чтобы всем было комфортно. Бизнесмены должны понимать, что о них заботятся, что о них никто не забыл и что они всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.