России придется переходить к принципиально новой валютно-финансовой системе

Ключевой для нас вопрос – сумеет ли наше Большое евразийское сообщество в тройке АСЕАН, ШОС и ЕАЭС – что-то удержать из этого международного права. Пока мы строго соблюдаем все нормы и МВФ, и ВТО. Но если западные партнеры их не соблюдают, нам придется переходить к принципиально новой валютно-финансовой системе. Мы уже начали переход к национальным валютам.

России придется переходить к принципиально новой валютно-финансовой системе
© РЖД-Партнер

Но здесь ключевой вопрос – в ценообразовании. Если цены формируются на Западе, а все биржевые товары мы продаем и покупаем у себя, понятно, что мы по-прежнему очень сильно зависим от этого.

Сегодня мы переживаем момент смены мирохозяйственных укладов в развитии мировой экономической системы. Мир переходит от американского к азиатскому циклу накопления капитала. Нам нужно будет работать над новой расчетно-платежной единицей, новой валютой, используемой в международных отношениях. Это может быть как раз комбинация биржевых товаров и корзина национальных валют стран-участниц.

Сейчас в ЕАЭС мы завершаем разработку концепции общего биржевого пространства. Но формировать цены внутри ЕАЭС мы не сможем, потому что 80% биржевых товаров экспортируются все больше и больше в Китай. Нам нужно в рамках ШОС формировать систему общего биржевого пространства и общей системы валютного регулирования.

На договорных началах необходимо создавать новый международно-расчетный валютный инструмент, новую международную валютно-финансовую и торгово-экономическую архитектуру, для начала для Азии. Учитывая, что уже сегодня Юго-Восточная Азия производит больше, чем весь Запад вместе взятый, эта тенденция будет только нарастать. Поэтому нужно входить в ядро этого нового мирового хозяйственного уклада путем внедрения подобных инициатив по формированию новых справедливых и понятных правил игры, основанных на международном праве.