Как налаживают параллельный импорт товаров, ушедших из РФ компаний

Отечественные маркетплейсы начали параллельный импорт товаров компаний, полностью ушедших или приостановивших свою деятельность в России. «Вечерняя Москва» узнала у эксперта по международной торговле Игоря Лопухина, что станет с заводами иностранных компаний, покинувших российский рынок и чем можно будет заменить их продукты.

Как налаживают параллельный импорт товаров, ушедших из РФ компаний
© Вечерняя Москва

По словам специалиста, легализация параллельного импорта привела к тому, что небольшим компаниям —поставщикам российских маркетплейсов — удалось за короткие сроки компенсировать нехватку товаров тех или иных европейских брендов.

— Например, на сайте крупнейшего интернет-магазина стали продавать шведскую мебель бренда «Икея». А еще один маркетплейс вообще удивил потребителя — теперь там есть одежда компании Inditex (Zara, Bershka, Massimo Dutti). Многие думали, что параллельный импорт удастся реализовать только локально, однако мы видим, что это не так, — отметил Лопухин.

По его словам, широкие масштабы распространения «санкционки» из стран ближнего зарубежья — Казахстана, Турции и Азербайджана — вновь вернули вопрос о включении в перечень товаров для параллельного импорта продовольствия, несмотря на опасения поставки контрафактной продукции. Этому также способствовало заявление компании Coca-Cola, которая решила прекратить производство и дистрибьюцию напитков бренда в нашей стране.

— Эта компания сейчас активно решает вопрос с продажей заводов. Скорее всего, они достанутся кому-то из российских руководителей предприятий. Однако Coca-Cola на самом деле не хочет полностью отказывать от бизнеса — недавно она представила свои напитки под альтернативным брендом — Funky Monkey, — добавил эксперт.

На Петербургском международном экономическом форуме уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов заявил, что продукцию Coca-Cola легко можно ввозить в Россию, используя метод параллельного импорта. Поэтому какие-то исключения в перечень все же будут введены.

— Зарубежные предприниматели делают громкие заявления, но боятся потерять бизнес в РФ. Они продают заводы по производству товаров, но контролируют производство и просто проводят ребрендинг, чтобы избежать общественного давления. Поэтому для покупателя ничего не изменится, — разъяснил Лопухин.

На фоне исчезновения иностранных напитков активизировались многие отечественные предприятия. Например, завод в городе Видное уже со следующей недели начнет привозить в московские магазины отечественные аналоги всем известных напитков Coca-Cola и Fanta.

В суде разберутся

На фоне ухода многих зарубежных компаний выросло количество исков, поданных россиянами в суд. Так, например, компания Inditex, временно закрыв свои магазины, ежедневно получает жалобы от покупателей — многие не могут получить деньги за возврат вещей и воспользоваться подарочным сертификатом. По словам юриста Гаяза Хасанова, судебные иски, направленные в адрес компаний, идут в основном по статье «Нарушение прав человека» из-за безосновательного решения компании приостановить свою деятельность в стране: — Эти иски имеют шансы на успех, так как к ретейлеру одежды много вопросов. А вот, например, «Икея», чтобы избежать проблем, наладила работу специальных служб, которые занимаются обращениями клиентов и возвращают деньги за товары или услуги, которыми не удалось воспользоваться.