Никакого праздника: в России подорожали гелий и воздушные шары

Гелий буквально за две недели подорожал почти в три раза, рассказывает владелец франшизных магазинов «Веселая затея» в Петербурге и интернет-площадки Goodshar Екатерина Ладванова. Если раньше баллон стоил 10 400 рублей, теперь — 28 500 рублей. Летающий шарик с рисунком стоил 100 рублей, а его себестоимость была 45 рублей. Сейчас себестоимость 90 рублей, а продавать приходится за 130-140 рублей. Цена связки впечатляет, продолжает Екатерина Ладванова:

Никакого праздника: в России подорожали гелий и воздушные шары
© BFM.RU

Екатерина Ладванова владелец франшизных магазинов «Веселая затея» в Петербурге и интернет-площадки Goodshar «У нас в магазинах шары — 50-60% от основной продажи. Мы до последнего вообще держались, даже в ноль продавали этот гелий — лишь бы просто брали шары. Но сейчас в дикий минус уйдем, если мы будем гелий продавать, как раньше. С интернет-магазином, где только доставки гелиевых шаров, мы пока просто сидим и охаем. Гелий же используется не только в воздушных шарах, его используют и в медицине, и в военной отрасли. Так как мы — маленькие воздушные шарики, то у нас нет большой коалиции, которая может пойти пожаловаться: «Спасите воздушные шары и добывайте гелий в большом количестве, чтобы цена была адекватная».

Другой предприниматель, из Твери, рассказал нам о тех же проблемах. Он ежедневно изучает «итоги торгов гелия газообразного». Если объемы поставляемого на российский рынок гелия с марта по июнь сократились почти вдвое, то цена за кубометр выросла в два с половиной раза. Бизнесмен подумывает о закрытии своих магазинов.

Гелий выделяется из природного газа. До недавнего времени единственным производителем гелия в России был Оренбургский гелиевый завод, принадлежащий «Газпрому». В прошлом году корпорация запустила второе предприятие в Амурской области. Но осенью его остановили из-за аварии. Получить комментарий от «Газпрома» Business FM не удалось.

В связи с чем могли подскочить цены? Рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Гелий нужен для большого количества современной электроники, медицины. По мере того как совершенствуются эти сферы, гелия нужно больше. Возможно, это общая реакция на изменения ценовой конъюнктуры на природный газ. Возможно, это сложности с работой Амурского газоперерабатывающего завода, который использовал импортное оборудование. Возможно, был дополнительный рост спроса со стороны военных, но сложно сказать, публично об этом же ничего не рассказывается. Возможно, увеличили экспорт, из-за этого изменилась ситуация с внутренними ценами. Возможно, санкции ограничили темпы налаживания работ на Амурском газоперерабатывающем заводе. Возможно, все это вместе сложилось».

Цены на гелий взлетели как раз в разгар сезона выпускных и свадеб. Шарики обычно составляют 5-10% от бюджета всего выпускного. У некоторых декораторов — давно оплаченные заказы, сейчас они вынуждены работать в минус либо передоговариваться. Но не все на это согласны, отмечает руководитель ивент-агентства «Альфавыпускной» и Свадебной студии Ольги Никулиной Ольга Никулина:

Ольга Никулина руководитель ивент-агентства «Альфавыпускной» и Свадебной студии Ольги Никулиной «Заказчика уже не беспокоит какая-то проблема в мире воздушных шаров. Если они частным образом обращаются, насколько я знаю, действительно им сорвали поставку. Для новых заказов будет уже новая стоимость, которая вряд ли потом понизится. Свадьбы больше украшают все-таки живыми цветами. Аэродизайн, воздушные шары — это коснется скорее выпускных. У нас остаются искусственные материалы, которые сейчас набирают огромную популярность, а также сухоцветы. Во-первых, это более экологичный способ, во-вторых, менее дорогой, в-третьих, это то, что всегда есть в наличии на складе у декоратора».

Проблемы не только с гелием, но и с самими шарами. Многие, особенно фольгированные, раньше были из Америки и Бельгии. А у российских производителей не такой богатый ассортимент.