В Госдуму внесен новый проект закона об охранной деятельности и создании новой категории охранников

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, заместители председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный и Эрнест Валеев («Единая Россия») внесли в нижнюю палату парламента проект новой редакции закона «О частной охранной деятельности», которым, в частности, предлагается разрешить создавать филиалы охранных организаций в разных регионах, а также вводит новую категория частных охранников - телохранитель. Документ опубликован в электронной базе парламента.

В Госдуму внесен новый проект закона об охранной деятельности и создании новой категории охранников
© Агентство «Москва»

«Законопроектом предлагается ряд изменений в концептуальные положения и структуру закона. Так, законопроектом предусматривается конкретизация охранных услуг, к которым предлагается отнести только пять основных видов, непосредственно являющихся охранными: защита жизни и здоровья физических лиц; охрана объектов и (или) имущества; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах», - говорится в пояснительной записке.

В то же время, частным охранным организациям предлагается разрешить осуществлять определенный перечень других дополнительных видов деятельности при наличии соответствующих лицензий: консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите; обеспечение экономической безопасности в виде контроля по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и иных ценностей; перевозка охраняемых грузов, в том числе на бронированном транспорте; кинологическая деятельность и собаководство; деятельность по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности; деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; аварийно-спасательная деятельность на нештатной основе.

Проект также предлагает разрешить частным охранным фирмам осуществлять деятельность, связанную со сдачей в аренду свободных от эксплуатации при осуществлении основной деятельности имущества, помещений и средств, в том числе техсредств охраны и спецсредств.

Также законопроектом предлагается снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации в одном регионе, а также привлечения других охранных организаций в качестве соисполнителей при оказании охранных услуг, в первую очередь в ходе транспортировки охраняемого имущества. Кроме этого, вводится разрешение на страхование профессиональной ответственности за нарушение договора, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на отдельных категориях объектах.

Законопроектом устанавливается, что охрана объектов, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, может осуществляться только частными охранными организациями, соответствующими требованиям, установленными правительством РФ, и в порядке, установленном Росгвардией.

Наряду с этим законопроектом конкретизируются требования к учредителям охранной организации, в соответствии с которыми: частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной; для юрлица-учредителя частная охранная деятельность должна быть основным видом деятельности; для физлиц-учредителей основным местом работы должна являться частная охранная организация или общественная организация, либо профессиональный союз, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.

В законопроекте сохранено положение действующего законодательства о том, что право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии оснований в порядке, установленном правительством РФ. Также сохраняются действующие ограничения для учредителей - физических лиц.

Наряду с этим предлагается определить, что участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ или которые перешли на работу в общественные организации либо профессиональные союзы, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.

Законопроектом предлагается ввести новый порядок выдачи личной карточки охранника. «Устанавливается, что обязательным требованием является наличие у охранников личной карточки охранника, выдаваемой им на период исполнения обязанностей, а реестр личных карточек охранника ведется руководителем охранной организации. Образец личной карточки охранника, порядок ее учета и выдачи, а также порядок ведения реестра, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности», - говорится в документе.

Помимо этого, предлагается создать новую категорию частных охранников, оказывающих услуги по защите жизни и здоровья физических лиц, - телохранитель. «При этом, в целях ужесточения оборота оружия, телохранители смогут использовать для исполнения своих функций исключительно служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения. Отдельный раздел законопроекта посвящен вопросам взаимодействия частных охранных структур и органов правопорядка в сфере охраны общественного порядка», - подчеркивается в тексте.

В проекте также прописано два типа взаимодействия государства и частных охранных фирм: обязательное, которое охранная организация должна осуществлять, как обладатель лицензии на особый вид услуг и иное, осуществляемое на основе соглашений с правоохранительными органами.

Авторы проекта подчеркнули, что законопроектом сохраняются ряд действующих положений: осуществление лицензирования частной охранной деятельности в рамках профильного законодательства; обязательные требования к частным охранным организациям на стадии их создания; ограничения на участие иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в создании и управлении такими организациями в любой форме, а также инвестированию в них финансовых средств; исключение возможности наделения статусом частного охранника лиц из криминальной среды и с обязательной дактилоскопической регистрацией граждан, получающих такой статус; обязательная спецподготовка для всех работников, осуществляющих охранные услуги; наделение полномочиями частных охранников, работающих с пропускным и внутриобъектовым режимом на объектах; применение частными охранниками оружия и спецсредств, а также ряд других положений.