Борис Красных: В 2023 году у промышленности и экспертов начнется масса проблем
30 июня состоялось совместное заседание Комитетов ТПП Росси по промышленной безопасности и по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса. В рамках заседания был затронут вопрос об изменениях в экспертизе промышленной безопасности, которые вступают в силу с марта 2023 года. Эксперты считают, что уже сейчас необходимо подготовить нормативную базу с учетом необходимых изменений в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ).
На текущий момент нормативная база в сфере промышленной безопасности не устанавливает четких требований, согласно которым допускается эксплуатация технических устройств и зданий и сооружений. «Несоответствие требованиям ПБ не будет принимать ни эксплуатирующая организация, ни Ростехнадзор, если такой объект планируется эксплуатировать», - отметил Вячеслав Иноземцев. Таким образом, в НПА должно быть определено техническое состояние, которому объект должен соответствовать, а также необходимо будет провести мероприятия по приведению его в такое техническое состояние. «Скорее всего, нужно разработать руководство безопасности, в котором четко определить порядок действий и требуемое состояние для эксплуатации объектов для всех областей надзора и руководствоваться тогда этим документом». Кроме того, «сейчас идут две параллельные линии: оценка технического состояние и оценка соответствия требованиям ПБ, а между собой они не перекликаются. Поэтому не нарушая закон можно аварийное техническое состояние объекта экспертизы признать соответствующим требованиям ПБ. Это будет противоречить здравому смыслу, но требования нормативных правовых актов (НПА) я не нарушу», - рассказал эксперт. В связи с этим, планируется направить запрос в Ростехнадзор с целью получить разъяснения о том, как осуществлять деятельность в сложившейся ситуации.
«От экспертов нужно заключение о том, выполнены требования или не выполнены. Вы дайте заключение, а Ростехнадзор примет решение. <…> Те документы, которые есть сейчас не на коленке написаны в Ростехнадзоре. Это документы, прошедшие все требования, соответствующим образом в Минюсте зарегистрированы и обязательны для исполнения. Если есть какие-то изменения, несогласия или вам некомфортно работать, для этого мы и собираемся здесь», - заявил замначальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Олег Щурский.
«Во-первых, решение об эксплуатации или не эксплуатации объекта принимает собственник, а не Ростехнадзор. <…> Не надо, как говорится, все в одну кучу смешивать. Одно дело - проконсультироваться, спросить, а другое дело - получить официальное мнение органа исполнительной власти о том или другом требовании нормативного документа. Это две разные вещи, поскольку официальное обращение – это общение и с правоохранительными органами, и с заказчиками и т.д. Это совсем другая весомость документа. <…> С 2023 года будет очень много проблем, когда ни эксперты, ни собственник не захотят входить в конфликт с законом и прокуратурой, но производство не ждет и что мы будем делать? Поэтому вопрос правильно поднят и нужно сегодня уже говорить, обращаться, писать и находить какие-то однозначные формулировки, требования и т.д.», - поддержал Иноземцева председатель Комитета ТПП России по промышленной безопасности Борис Красных.
«Тема очень серьезная и актуальная. Очень непросто принималось это решение и проходил этот приказ рассмотрение и принятие, но это, действительно, надо было сделать <…> Я хотел бы дать небольшой посыл к тому, что у нас есть достаточное время, более полугода, чтобы сориентироваться и понять, что это за норма.<…> Мы должны понять, что теперь объект надо привести в необходимое состояние до наступления предельного срока, установленного либо предыдущей экспертизой, либо сроком эксплуатации и тогда уже получить нормальный результат экспертизы. Вот в этом важный момент, а все остальное остается точно так же. Принципиально ничего не изменилось, просто сдвигается период», - отметил начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Юрий Нестеров.