Войти в почту

Минпромторг: маркетплейс Wildberries становится каналом сбыта контрафакта

Выступая на круглом столе, чиновник Минпромторга назвал одним из каналов сбыта контрафакта в России маркетплейс Wildberries. По его словам, есть многочисленные жалобы как от потребителей, так и от сообществ — например, от Союза кожевников и обувщиков. Гендиректор этого союза Александра Андрунакиевич пояснила Business FM, что претензии были не к контрафакту, а к маркировке.

Минпромторг: маркетплейс Wildberries становится каналом сбыта контрафакта
© BFM.RU

Александра Андрунакиевич гендиректор Союза кожевников и обувщиков «Предприятия жалуются, что Wildberries не выполняет постановление правительства № 860 к программе маркировки обуви, в этом все и дело. С задержкой списываются коды, когда им отдают, а потом возвращаются бумаги не с теми кодами. Они не наладили эту работу. А получается, что предприятия виноваты во всем. Но с Ozon такого нет».

Чиновник Минпромторга заверил, что Wildberries выразил готовность принять меры против контрафакта. Однако сам маркетплейс опроверг сотрудникам Business FM, что торгует подделками. Комментирует менеджер по связям с общественностью Wildberries Анфиса Ронжина:

Анфиса Ронжина менеджер по связям с общественностью Wildberries «Информация о продаже контрафактной продукции не соответствует действительности. Мы эффективно отсеиваем некачественную продукцию. Мы разрабатываем специальную автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта. При выявлении любых нарушений Wildberries применяет санкции — от блокировки товара до полной блокировки продавца на площадке».

По поводу Ozon в Минпромторге заявили о договоренности с площадкой — она будет запрашивать и проверять у продавцов все необходимые документы, в том числе права на товарный знак. Хотя Ozon и так это делает, говорит старший менеджер по коммуникациям маркетплейса Янина Гаврилова:

Янина Гаврилова старший менеджер по коммуникациям Ozon «По правилам на Ozon запрещена продажа копий и реплик. Если выявляем такие товары, то скрываем их от покупателей. Для продажи некоторых категорий мы запрашиваем сертификаты качества, например, для спортивного питания. Если покупатель все же столкнулся с товаром сомнительного качества или подделкой, то он может обратиться в службу поддержки, оформить возврат».

За последние несколько лет журналисты проводили несколько расследований о контрафакте на маркетплейсах и о том, как он туда попадает. Сами площадки, может быть, и банят продавцов подделок, однако полностью пресечь их появление не могут. К примеру, продавцы могут сначала предоставить все документы, а потом при размещении изменить описание продукции. Это только один из способов. Подделкой может быть все что угодно — от дорогих брендовых кроссовок, выпущенных в коллаборации с рэп-исполнителями, до недорогих духов. Подделывают стайлеры, наушники, джинсы и игровые джойстики.

Выход есть — дать серым продавцам спецразрешение и не вводить в заблуждение покупателей, считает исполнительный директор VSK group Максим Тищенко:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Нужно понимать, что Wildberries за последние буквально два-три года в масштабах вырос в десятки раз, и контролировать всех поставщиков у площадки, конечно же, сил и возможности нет. Там доля контрафакта достаточно велика. Если площадка сама не вмешается в эту ситуацию, то потихонечку она скатится действительно в уровень китайского ширпотреба с вкраплением достойной продукции. Что касается Ozon, здесь ситуация намного лучше. Он и позиционировал себя как русский Amazon. Серых импортеров нужно, я даже считаю, разрешить и дать им какой-то признак, что это действительно фирменная вещь, но, может быть, без гарантии официальной. Чтобы покупатель когда шел, понимал, официальной гарантии производителя у него не будет, но это фирменная брендовая вещь».

Первый и главный признак контрафакта — кратная разница в цене, по сравнению с оригиналом. Хорошие отзывы о продавце ничего не значат и легко накручиваются. Компания BrandMonitor в среднем за год удаляет 400 тысяч объявлений о продаже подделок — за последние полгода их размещают гораздо чаще, говорит гендиректор компании BrandMonitor Юрий Вопилов:

Юрий Вопилов гендиректор компании BrandMonitor «Чаще всего страдают одежда, обувь, спортивные товары, кроссовки, люксовые бренды. Из необычных отраслей — люксовая мебель. Очень много брендов люксовой мебели — светильников и домашней мебели — оказываются поддельными и открыто продаются в интернете и на маркетплейсах. Если мы говорим о событиях последних шести месяцев, то мы видим рост в 25-30% объема контрафакта и предложений, связанных с контрафактом. Здесь, наверное, играет роль какое-то ощущение у многих продавцов подделок, что поскольку легализовали в какой-то части параллельный импорт, то теперь все дозволено и никакого контроля не будет и можно торговать подделками, и что бренды не защищаются».

Хотя надо помнить, что параллельный импорт разрешил доставку только оригинальной продукции, пусть и без разрешения правообладателя. Подделки и реплики под новый закон все равно не попадают.