Мастер-монументалист: Главархив – об Александре Кибальникове, авторе скульптур Маяковскому и Третьякову

В день 110-летия со дня рождения скульптора Александра Кибальникова Главархив Москвы делится документами, отражающими страницы его творческой деятельности. Среди его работ – памятники Николаю Чернышевскому в Саратове и Сергею Есенину в Рязани, Владимиру Маяковскому и Павлу Третьякову в Москве, композиции «Жажда» и «Защитник Брестской крепости» в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», скульптурная композиция «К солнцу!» у одного из зданий ООН в Женеве и многие другие. Творчество Александра Кибальникова отмечено государственными премиями, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Мастер-монументалист: Главархив – об Александре Кибальникове, авторе скульптур Маяковскому и Третьякову
© Главное архивное управление города Москвы

Александр Кибальников родился 22 августа (9 августа по старому стилю) 1912 года в крестьянской семье в деревне Орехово Саратовской губернии (в настоящее время – Даниловский район Волгоградской области). В 1929 году Александр поступил в Саратовский художественный техникум (в настоящее время – Саратовское художественное училище имени Боголюбова) на живописное отделение, которое окончил в 1933 году, получив диплом художника-декоратора. Это был период формирования творческих направлений Кибальникова. Выбор художника пал на социалистический реализм и скульптуру. После окончания учёбы он работал в Саратове, служил в Красной Армии, был художником-декоратором в Курском областном драматическом театре.

В конце 1939 года Александр Кибальников возвратился в Саратов, где состоялись его первые успехи в творчестве. Так, разработанный совместно с архитектором Дмитрием Карповым проект памятника Николаю Чернышевскому в Саратове был удостоен второй премии Всесоюзного конкурса. Однако работу над проектом прервала война: памятник был открыт только в 1953 году. В тяжёлое военное время Александр Кибальников создавал плакаты, которые регулярно публиковались в «Саратовских окнах ТАСС». Тогда же им был создан цикл скульптурных произведений, посвящённых воинам Красной Армии и партизанам, а также композиции «Рабочий с автоматом» и «Народный мститель». К теме войны скульптор неоднократно возвращался и в последующие годы: «Война, 1941-й год», мемориал Брестской крепости.

О мемориальном комплексе в Бресте хочется сказать отдельно. 20 января 1967 года Александр Кибальников обсудил с комиссией идею основной скульптуры, встречающей посетителей крепости: «...основной задачей творческой группы должно быть создание такого памятника, который бы раскрывал образ воина, вставшего насмерть, чтобы победить». Итогом работы мастера стала голова воина - защитника Брестской крепости, чей бесстрашный взгляд устремлен на врага. Гигантская скульптура состоит из 200 частей при высоте более 30 метров. 

Важным этапом творческой биографии Александра Кибальникова стала работа над памятником Владимиру Маяковскому в Москве. В 1940-м году был объявлен Всесоюзный конкурс на проект монумента. Работа скульптора не прошла последний тур, но, покидая просмотровый зал, Александр Павлович сказал: «А всё же Маяковского буду делать я!» После войны конкурс был объявлен снова. Он проходил в четыре тура и длился с 1950 по 1954 год. В конкурсе принимали участие выдающиеся советские скульпторы, в том числе и Александр Кибальников, и на этот раз его проект победил. Монументальный шестиметровый памятник Владимиру Маяковскому «Маяк», как его стали называть, был открыт в 1958 году на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь) и стал легендарным символом Москвы: точкой притяжения поэтов-шестидесятников и любимым местом встреч москвичей и гостей столицы.

В творчестве Александра Кибальникова нашли отражение Гражданская и Великая Отечественная войны, образы политических, общественных и культурных деятелей Советского Союза, стремление человека в космос, к познанию мира. В плеяде выдающихся отечественных мастеров-скульпторов эпохи XX века имя Александра Кибальникова занимает одно из самых заметных мест. В течение жизни он создавал скульптуры, монументальные композиции, мемориальные ансамбли. Работы отражают присущую автору цельность творческих воззрений. Красной нитью через произведения Александра Кибальникова проходят такие ценности, как верность основам гражданственности и человеколюбия, единение человека с судьбами родины и народа.