Маркировку пива перенесли на 2023 год

Премьер России Михаил Мишустин подписал постановление о продлении эксперимента по маркировке пива и слабоалкогольных напитков с 31 августа текущего года до февраля 2023 года. Как пишут «Ведомости», решение было принято по итогам диалога с бизнесом и в соответствии с дорожной картой, утвержденной Минпромторгом с представителями отрасли и оператором.

Маркировку пива перенесли на 2023 год
© BFM.RU

В прошлую пятницу рабочая группа при правительстве сочла это избыточной мерой и проголосовала за полную отмену маркировки пивных напитков, в том числе сидра и медовухи. Как пояснил РБК представитель Центра развития перспективных технологий, сроки ее введения в России пока не утверждены, поэтому «этот вопрос не может быть объектом рассмотрения рабочей группы по регуляторной гильотине».

Ранее члены Союза пивоваров предупреждали, что при вводе маркировки выпуск пива в России сократится на 20-30%, а его себестоимость увеличится на 10%. И что ключевые узлы и компоненты системы маркировки производятся за рубежом.

Как в отрасли отнеслись к решению правительства отложить меру? Комментирует управляющий партнер пивоварни «Таркос» Дмитрий Тарасевич:

Дмитрий Тарасевич управляющий партнер пивоварни «Таркос» «Отрасль воспринимает положительно любые переносы непонятных инициатив. Почему непонятных? Потому что мы так до сих пор как отрасль не понимаем, чем и кому это поможет. У нас есть хорошая система ЕГАИС, которая работает и давно, к ней все привыкли, и она доказала свою эффективность. Проблема маркировки на сегодняшний день такая: до сих пор эксперимент не закончен, непонятно, как маркировка будет наноситься на такие типы тары, как маркировать кеги — это металлические бочки многоразовые, в которых транспортируется разливное пиво. Непонятно, как это работает на высокоскоростных линиях розлива на алюминиевые банки. Непонятно, как это интегрируется в сегодняшнюю систему ЕГАИС. Это то, что касается производства. У оптовиков и розницы это вообще не очень работает. Потому что у них сейчас по QR-коду считываются и акцизные марки, и маркировка на других товарах, и все это не очень дружит между собой и не очень дружит с информационными системами. За три года можно отладить технологии, если к «пилоту» относиться более качественно. Если попробовать на всех линиях розлива, если попробовать по всей цепочке, не только производства, а в опте и рознице. Если эксперимент будет более длительным, но более внимательным, я думаю, что за это время можно подготовиться».

Кроме того, еще предстоит решить ряд сложных технологических вопросов. Например, баночная линия в пивоваренном производстве — одна из самых быстрых: по ней проходит до 100 тысяч банок. Центр перспективных технологий раньше с такими никогда не работал, продолжает исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев:

Ораз Дурдыев исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes «Нам неизвестно ни про какие инициативы про мораторий до 2025 года. Мы знаем, что сейчас вышло постановление о том, что будет продлен срок непосредственно эксперимента, также сейчас находится на общественном обсуждении проект постановления о сроках уже обязательной маркировки. Мы находимся в активном диалоге с Минпромторгом. Надо отметить, что не по всем форматам упаковки найдено решение, поэтому, учитывая те сложности, которые есть и с оборудованием, и со специалистами, и с финансовым положением всех участников рынка, безусловно, стало очевидным, что такое смещение сроков обусловлено объективными обстоятельствами и необходимо для рынка. Мы все прекрасно понимаем, что в текущей ситуации дополнительная нагрузка на бизнес вредна абсолютно всем, начиная от самих производителей и заканчивая потребителем и государством, которое просто недополучит акцизы от добросовестных участников рынка. Эксперимент идет достаточно давно, но специфика пивоваренного оборудования такова, что промышленные тесты по некоторым форматам упаковки начнутся вообще только в сентябре, поэтому пока говорить о том, что решение везде найдено и, более того, будет ли от этого какая-то большая польза, преждевременно. Нужно делать выводы только по окончании этого «пилота».

Ранее предполагалось, что обязательная маркировка пенных напитков заработает уже 1 сентября текущего года. И, согласно проекту постановления кабмина, ее должны были ввести в три этапа: сначала на продукцию в кегах, затем в стеклянной и ПЭТ-таре и потом на алюминиевые банки.

Теперь требование о маркировке пива перенесут на 2025 год. Ожидается, что окончательное решение по ее введению будет принято после проведения эксперимента и «обстоятельного анализа его результатов».