Алиханов: пассажирские железнодорожные перевозки через Литву продолжатся и после 1 сентября

Пассажирский железнодорожный транзит через Литву не пострадает. Об этом заявил глава Калининградской области Антон Алиханов, отметив, что решение с оплатой ж/д транзита для пассажирских перевозок найдено, как раньше оно было найдено для грузовых перевозок через Литву по железной дороге. Подробностей Алиханов не привел.

Алиханов: пассажирские железнодорожные перевозки через Литву продолжатся и после 1 сентября
© BFM.RU

С 1 сентября литовский Шяуляй банк, принимавший оплату за ж/д транзит, прекратит все отношения с российскими клиентами из-за европейских санкций. Еще один путь, по которому товары идут в Калининград и оттуда, — морской. Как заявил глава региона, компаниям, которые занимаются перевозками в Калининград грузов, попавших под санкции, выделят субсидии.

Начальник отдела логистики калининградской «КД-Транслогистик» Наталья Ушакова слышала о субсидиях, которые власти выделят для морских перевозок грузов, попавших под ограничения на сухопутный транзит. Компания в том числе занимается перевозкой товаров по морю. Что же касается субсидий, то вопрос даже не в них. По словам представителя бизнеса, заявки на отправку грузов паромом до 1 сентября вообще не принимаются. Один из прицепов компании ждет отправки в порту с начала августа, и неизвестно, когда он отправится. По мнению Натальи Ушаковой, в первую очередь по морю будут отправлять попавшие под санкции грузы — металл и лес:

— Сейчас в принципе нет возможности подать заявку на паром. Агенты, паромные линии, приостановили прием заявок. Мы все дружно сидим, ждем 1 сентября, когда прием заявок будет возобновлен. Один из прицепов стоит с 1 августа, квоту дали по заявке, и он стоит непосредственно на площадке. Сейчас есть колоссальный, видимо, объем груза, который, как только откроются заявки, люди захотят отправить, и как это будет...

— Работа вашей компании на данный момент пока приостановлена?

— Большей частью да, большая часть парка компании просто стоит. Люди, которые рассказывают о ситуации в перевозках, не всегда реально представляют, как эта ситуация выглядит. Мы слышим о том, что все хорошо, все работает, паромы работают, но по факту заявки на паром не принимаются уже месяц.

Представителю калининградской логистической компании «Рейл транзит» Алексею Полищуку радиостанция пересказала заявление главы региона Антона Алиханова. Тот говорил о пассажирском транзите через Литву и сказал, что он не пострадает, как ранее не пострадал грузовой транзит по ж/д. Алексей Полищук в разговоре с Business FM тоже не стал говорить о лазейках, которые позволяют оплатить транзит.

Алексей Полищук представитель калининградской логистической компании «Рейл транзит» «Конечно, можно рассказывать о лазейках, но, думаю, если губернатор не рассказывает, мне тоже не стоит рассказывать. Если банки не принимают платежи из России, в этом предложении содержится ответ, откуда должны идти все эти платежи, осуществляется транзит несанкционных грузов, транзит санкционных грузов не осуществляется. Я считаю, что изначально никакой проблемы с оплатой с Шяуляй банком нет, это все только раздувание информационного поля. Телевизоры возили, любой санкционный груз уже привозится в Россию, и этот платеж делается. Как параллельный импорт, только в финансовых услугах, ничего сложного нет, это подорожание в 3-4-5% в зависимости от того, с кем работает».

Руководитель калининградской компании «Сталена» (это транспортные услуги) Сергей Гоз рассказывает, что после решения литовских властей транзит резко сократился. Те грузы, что под санкции не попали, идут по земле, и нет никаких препятствий со стороны литовской таможни. Что же касается оплаты, для автоперевозок решение Шяуляй банка о прекращении финансовых отношений с российскими компаниями никакого значения не имеет. По той причине, что услуги транзита сухопутного транспорта, по словам Сергея Гоза, оплачиваются сразу на границе наличными.

Сергей Гоз руководитель калининградской компании «Сталена» «Если говорить про объем транзита, какой идет сейчас и какой был до момента введения ограничений, транзит уменьшился на 70-80%, потому что основная масса грузов попадает под санкционные ограничения. Вся остальная категория грузов, не попадающая под санкционные ограничения, двигается посуху и пропускается литовской стороной как в одну, так и в другую сторону. В отличие от железнодорожного транзита, транзит автомобильного транспорта регулируется двусторонними соглашениями. Мы оплачиваем услуги транзита по территории Литвы наличными, поэтому каждый грузовик, когда въезжает на территорию Литвы, платит за транзит, за дороги на въезде, поэтому то, что озвучивалось относительно прекращения транзита с 1 сентября, в большей степени касалось только железных дорог, то есть грузового транспорта это не касалось».

Прошлый эпизод с прекращением транзита в Калининград длился месяц. Транзитный кризис начался 18 июня, после того, как Литовские железные дороги заявили, что не будут пропускать транзитные поезда в Калининград.