Войти в почту

Эксперты: цифровизация системы госзакупок в России помогает противодействовать санкциям

МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. Цифровизация госзакупок в РФ будет продолжена, но публичная открытость системы снизится, в том числе для противодействия санкциям. При этом контроль над крупными отраслями (например, строительством) усилится. Об этом рассуждали участники профильной сессии VI Московского финансового форума.

Как рассказал заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, в следующем году будет завершена практически полная электронизация системы госзакупок, которая идет уже пять лет. Это, в частности, позволит перейти от постконтроля к предконтролю в автоматическом режиме. При этом с переходом на электронные форматы взаимодействия прозрачность системы увеличилась настолько, что можно увеличить и ее гибкость. "Когда мы шли по этому пути [цифровизации], объективные условия изменились: а не слишком ли теперь, товарищи, все у нас прозрачно?", - сказал он.

По словам Лаврова, сейчас субподрядчики российского бизнеса из других стран испытывают серьезные политические трудности и обращаются с просьбами о закрытии информации по контрактам. "Пока у нас такой массовой возможности нет. Но есть серьезный повод задуматься: достигнув прозрачности, мы теперь можем подумать о том, чтобы информация была доступна для всех профессиональных участников, но не в блогосфере для неблаговидных историй", - пояснил он.

Как отметила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе, для защиты от санкций отечественных предпринимателей и заказчиков уже реализован в полном объеме закрытый контур в Единой информационной системе закупок (ЕИС) в рамках закона № 44-ФЗ (регулирует госзакупки). По ее словам, это позволит проводить все процедуры, электронный документооборот и проверки в автоматизированном режиме без публикации.

В то же время по закону № 223-ФЗ (регулирует закупки компаний с госучастием) заказчикам временно разрешили работать вне системы ЕИС. Вернуть их в систему планируется с 1 апреля 2023 года. "Мы планируем их вернуть, но нужны доработки, чтобы обеспечить аналогичные контуры для закрытой договорной работы", - добавила Катамадзе.

Цифровые платежи

Еще один ключевым проектом в качестве контрсанкционной меры Катамадзе назвала введение цифровых платежей в системе госзакупок. "На сегодня практически все нормативное регулирование принято, - отметила она. - Для всех пользователей с 1 октября начнет действовать режим формирования заявок на кассовый расход на основе электронных актов". По ее словам, от нового режима ожидается радикальное упрощение механизма и сокращение сроков платежей с 30 до 7 дней.

Уже с начала 2023 года такая электронная форма станет обязательной на федеральном уровне, а с начала 2024 года система станет обязательной для всех региональных и муниципальных заказчиков, уточнила Катамадзе.

Эффективность контроля

Особое внимание в области казначейского контроля планируется обратить на строительную отрасль - именно для нее за последние два года дано наибольшее количество послаблений. Как напомнила Катамадзе, заказчикам дано право менять существенные условия контрактов, сдвигать сроки и менять стоимость, к примеру, увеличивать цену не на 10%, а на 30%. "Это было вызвано рядом объективных причин, в том числе ростом стоимости стройматериалов, необходимостью скорейшего ввода объектов, - пояснила она. - Но для финансовых контролеров очевидно, что это может приводить к злоупотреблениям. Мы как контрольный орган будем особое внимание уделять этому блоку".

При этом контроль ценообразования в строительстве и других крупных отраслях является для финансовых властей одним из основных вызовов, добавила Катамадзе. "Мы видим риски, связанные в том числе с существенным ростом цен на стройматериалы и отсутствием системных механизмов, которые позволяли бы понимать, сколько реально стоили стройматериалы, какие объемы средств нужны и действительно ли было подорожание этих, по сути, биржевых товаров", - отметила она.

Катамадзе также подчеркнула необходимость создания единой бюджетной платформы не только для федеральных получателей бюджетных средств, а для всех - вплоть до муниципальных образований. Другим вызовом, по ее словам, является перевод в электронную форму и консолидация на единой платформе доходной части бюджетов всех уровней, в частности, доходов от продажи госимущества и активов.

Устойчивость к санкциям

В целом, как напомнил Лавров, система закупок никогда не работала в идеальных условиях - санкции в отношении РФ были введены еще в 2014 году. "Именно поэтому мы демонстрируем достаточную гибкость и устойчивость", - отметил он. По словам Лаврова, показатели демонстрируют, что закупочная система выдерживает текущую ситуацию.

Так, по данным Федерального казначейства, за январь - август 2022 года общая сумма контрактов, заключенных по 44-ФЗ и 223-ФЗ выросла на 12,2% и 1,5% - до 6,4 трлн рублей и 6,9 трлн рублей соответственно. Доля контрактов с единственным исполнителем выросла с 17% до 22% по 44-ФЗ и снизилась с 65,6% до 50,4% по 223-Ф. Объем контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур вырос с 2,8 трлн рублей до 3,2 трлн рублей по 44-ФЗ и с 0,86 трлн рублей до 1,72 трлн рублей по 223-ФЗ. При этом, как отметила Катамадзе, произошло небольшое снижение общей экономии в ходе заключения контрактов и снижение общего числа участников конкурсных процедур.

По словам Лаврова, тревогу вызывает лишь сохранение доли несостоявшихся закупок на уровне 50%. "Долю эту надо всеми силами снижать - вот это основной ресурс для оптимизации и повышения прозрачности и конкуренции", - подчеркнул он. Вместе с тем оптимизм внушает стабильно низкая доля расторгнутых контрактов - лишь 2%. "Этому помогла гибкость в пересмотре контрактов, но эта гибкость не может быть абсолютной", - резюмировал Лавров.