Есть хочется всем и всегда: проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в России
Мы поговорили с российскими аграриями, чтобы разобраться в ситуации с сельским хозяйством в России: надвигается кризис, отрасль нуждается в государственной поддержке и грамотных инициативах. Подробнее - читайте в материале.
Ситуация с сельским хозяйством в России
Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений компании Skymec, считает, что сельское хозяйство в России с каждым годом развивается, являясь крупнейшей отраслью и двигателем социально-экономического развития страны. Использование беспилотников в АПК (агропромышленный комплекс - прим. ред.) оказало особое значение на выращивание ценных культурных растений, а также на эффективности обработки сельскохозяйственных угодий и мониторинге территорий.
Такой толчок в применении инновационных технологий напрямую связан с тем, что традиционные методы обработки земли уже не справляются с тем количеством продукции, которая необходима. Антон Ларсен директор отдела промышленных решений компании Skymec
По исследованию ООН, к 2050 году миру понадобится в 2 раза больше продовольствия, чем сейчас. Чтобы увеличить этот показатель нужно на 70% процентов поднять производственные мощности. Позитивное решение вынесло Минсельхоз России: по их расчетам экономическая эффективность БВС (беспилотные воздушные судна - прим. ред.) в аграрном сфере к 2025 году составит порядка $82 млрд и в 2 раза увеличит производительность.
Никита Токмаков, глава крестьянско-фермерского хозяйства, считает, что они сделали огромный рывок вперед. «Начав с убыточной деятельности в 2000-х годах, вышли на самообеспечение. Мы производим намного больше зерна, чем нам нужно. Отрасль становится все более инновационной и высокотехнологичной» - подчеркивает фермер.
Но с другой стороны, Никита Токмаков указывает на серьезное сокращение маржинальности этого бизнеса в последние 2 года.
Причина проста - цену нашей продукции серьезно ограничили пошлинами под понятным предлогом: чтобы ограничить рост цены на внутреннем рынке. Но, закрепив цену реализации продукции, для нас никто не закрепил цены на инструменты, которыми мы пользуемся: удобрения подорожали в 2-2,5 раза за 2 года. СЗР (средства защиты растений - прим. ред.) тоже подорожали практически в 2 раза. Некоторые виды техники из-за санкций сейчас не достать. Никита Токмаков глава крестьянско-фермерского хозяйства
Фермер приводит в пример производство кукурузы и подсолнечника. «Рентабельность кукурузы у нас в КФХ сейчас на нуле. А производство подсолнечника, которое раньше всегда окупалось, сейчас убыточно».
Второй момент: высокий урожай - это тоже плохо. С одной стороны, страна обеспечена продуктом. Но экспорт сейчас меньше, чем в прошлом году, а зерна стало больше. Таким образом, переизбыток зерна на внутреннем рынке снижает еще больше цену на реализацию. «Например, цена на фуражную пшеницу достигла 5-6 тысяч рублей за килограмм. Это просто рекордно низкие цены за последние пять лет» - возмущается фермер.
К чему это приводит? - Мы как сельхозтоваропроизводители больше не можем инвестировать в увеличение производства, не можем покупать достаточно удобрений, должны меньше применять средства для защиты растений и так далее. Берем больше кредитов, повышается долговая нагрузка, то есть регулярные платежи повышаются. И в итоге становится невыгодным в принципе что-то сеять.
Также глава КФХ поделился опытом работы с новыми системами, которые занимаются отслеживанием зерна, количество используемых пестицидов. «Инициатива была введена 1 сентября этого года. Она хорошая, но пока сырая. Мы не можем продать зерно, потому что сайты не грузятся, а также госорганы не могут подписать документы, потому что системы нестабильно работают. Получается, что все дополнительные системы контроля, которые вводятся, вместо помощи аграриям только усугубляют нашу ситуацию, заставляют нас тратить свое время и ресурсы».
Касаемо ситуации с сельским хозяйством также высказался, Михаил Силантьев, директор ассоциации «Фермеры Русского Севера».
Ситуация с развитием сельского хозяйства в стране крайне неоднородна и зависит от желания региональных властей заниматься ею. А это, в свою очередь, зависит от задач, которые перед собой ставят губернаторы территорий. Являясь уже около 15 лет председателем фермерского союза в Архангельской области мне приходится наблюдать, что в нашем регионе растут лишь около 5 крупных аграрных предприятий, которым областной бюджет выделяет в районе миллиарда рублей дотаций ежегодно. Остальные аграрные предприятия все эти годы массово закрываются, не получая практически никакой господдержки. Михаил Силантьев директор ассоциации «Фермеры Русского Севера»
Директор ассоциации подчеркивает то, что 10 лет назад в Архангельской области работало более 500 средних и малых аграрных предприятий. Сейчас их общее количество менее 50 штук - включая КФХ получившие гранты и не имеющие права закрываться в течении 5 лет. Как только этот срок выходит, они ликвидируются. Но и те несколько крупных предприятий не являются локомотивами сельской экономики - свою продукцию они в основном реализовывают за пределами региона, число рабочих рук на них мало, величина налоговых отчислений порой меньше, чем величина получаемых субсидий.
Михаил Силантьев также поднимает проблему, касающуюся закупки сельхоз техники: импортная техника перестала обслуживаться, теперь её почти невозможно отремонтировать в случае поломки. А также глава ассоциации касается вопроса малого бизнеса.
Малый сельский бизнес практически перестал существовать - в каждом районе Архангельской области осталось не более 1-2 фермеров, да и те в основном пенсионеры. Работают они по старике и все в долгах - о развитии даже не мечтают.
Причины такой ситуации Михаил видит в отсутствии интереса со стороны властей, которые не предпринимают попыток обсудить ситуацию с аграрными экспертами в регионе.
А ведь малый бизнес во всём мире - это основной плательщик местных налогов, основной источник работы и заработка для местного населения и пр. Но даже это не подвигает власти его развивать.
Пути решения проблем и перспективы развития отрасли
Слушая экспертов, складывается впечатление, что отрасль вот-вот увязнет в серьезном кризисе. И действительно, Никита Токмаков замечает, что буквально 2 года назад сельское хозяйство было интересной отраслью для бизнеса в отличие от сегодняшних реалий.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Впереди нас ждет тяжелое время с чередой банкротств. Но я смотрю на эту ситуацию оптимистично, так как любая встряска в бизнесе отсеивает слабых и делает сильных ещё сильнее. Что поделать, бизнес - штука жесткая. Никита Токмаков глава крестьянско-фермерского хозяйства
Сейчас для сельского хозяйства открываются новые возможности и ниши для развития внутреннего производства: отечественной сельхоз техники, семеноводства. Возникновение новых ниш - это возникновение новых способов заработка и возможность глобального развития сферы.
Надеюсь, что государство поможет или хотя бы не будет мешать. Ведь есть хочется всем и всегда.
Антон Ларсен видит в беспилотниках решение многих проблем сферы. Они используются для мониторинга полей, планирования и контроля этапов сельскохозяйственного процесса (посадка, анализ заболеваемости растений и т.д.), для химической обработки посевов.
Агроном может из любой точки на территории посевов получить необходимую информацию дрона и проанализировать ее. Также БВС могут орошать плантации, оценивать состояние здоровья растений, анализировать засаженные культурами участки. Антон Ларсен директор отдела промышленных решений компании Skymec
В агропромышленной сфере дроны стали новым технологичным инструментом для многих фермеров. Применение беспилотников обеспечило увеличение эффективности обработки территорий, рост урожайности, совершенствование использования дистанционного картографирования, благодаря чему стало проще выявлять наличие борщевика, мертвые зоны и т.д.
Эксперт рассказывает, что один из недавних экспериментов был проведен с беспилотником XAG V40 на озимых полях. Главная задача — изучить эффективность процесса ультрамалообъемного опрыскивания (УМО) озимой пшеницы с помощью дрона. По сравнению с традиционными методами, обработка с помощью дрона получилась более эффективной за счет принудительного вдувания раствора в культуру и экономного распределения средства защиты растения. Получилось создать карту предписания, точечно обработать озимые поля без сноса раствора и технической колеи.
По нашим наблюдениям, мы видим, что дроны завоевывают все больше места в сельской отрасли. Например, в 2022 году лидер беспилотников на российском рынке DJI уже составил конкуренцию новым дронам XAG: у них большой объём бака и стоимость ниже, что делает их более привлекательными.