Электротранспорт в Волгограде обновит концессионер
Муниципальные власти намерены на 5 лет заключить концессионное соглашение, по которому инвестор обязан будет обновить подвижной состав трамвайного и троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс», а также модернизировать сетевую инфраструктуру электротранспорта. Планируется, что в рамках концессионного соглашения на обновление транспорта будет привлечено около 12 млрд рублей без дополнительной нагрузки на городской бюджет.
Новый маршрут развития
Подробно о деталях концессионного соглашения и ожидаемом эффекте от его реализации рассказал заместитель руководителя департамента городского хозяйства Волгограда Сергей Комлев на специальном брифинге 14 сентября.
– По итогам 5-летнего муниципально-частного партнерства мы получим экологичный транспорт, бесшумный и комфортный, – сообщил чиновник городского дептранса. – Еще 3 года назад, когда появилась федеральная программа модернизации общественного транспорта, мы стали готовиться к тому, чтобы войти в нее.
Сейчас в Волгограде назрела необходимость обновления подвижного состава городского транспорта, за счет закупки современных машин городские власти рассчитывают нарастить пассажиропоток до 90 млн человек в год с нынешних 60 млн.
Вот уже пять лет в Волгограде проходят тестовые испытания новые трамваи и троллейбусы, где есть кондиционеры, цифровые терминалы для оплаты, Wi-Fi. На линии вышли троллейбусы, которые могут работать не от контактной сети, а автономно, что позволило удлинить некоторые маршруты для удобства пассажиров. 18 новых троллейбусов с возможностью автономного хода были переданы МУП «Метроэлектротранс» полгода назад, они полностью заменили автобусы на маршруте Тулака – поселок ГЭС. Буквально сегодня началось тестирование электробуса – бесшумного, вместительного пассажирского транспорта, который не потребляет электроэнергию и не производит выхлопы, так как работает от батареек.
Участие в проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» стало возможностью для муниципальных властей Волгограда обновить транспорт. В 2022 году был подготовлен соответствующий местный проект, депутаты городской думы его обсудили. По условиям федеаральной программы проект обновления должен финансироваться из трех источников – федерального бюджета, регионального и частного. Таким образом, муниципально-частное партнерство станет финансовой основой будущего концессионного соглашения. Имущество (транспорт и др.), в том числе реконструированное и вновь созданное в результате работы концессионера, останется в собственности муниципалитета – таковы условия проекта. Муниципалитет также оставляет за собой право остановить действие соглашения в любой момент, при этом все имущество остается в собственности города.
Электротранспорт – в концессию
– Условиями федеральной программы предусмотрено финансирование в объеме 12 млрд рублей, из которых 3,6 млрд – это федаральный грант, 3,16 млрд – региональный бюджет и 5 млрд – средства частного инвестора, – сообщил Сергей Комлев.
В качестве главного коцессионера рассматривается АО «Волгоградоблэлектро», 85% акций которого принадлежат региону. Фактически при формальном соблюдении условий госпрограммы финансирования городской электротранспорт передается в оперативное управление от муниципального предприятия в государственное.
– В Волгоградской городской думе состоялось несколько слушаний на тему данного проекта, – сообщил заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской городской думы Руслан Морозов. – Депутатов беспокоит вопрос тарифов на проезд и льгот для определенных гурпп пассажиров. Проект администрации Волгограда о передаче наземного общественного транспорта в концессию будет рассмотрен на заседании гордумы 15 сентября.
Что касается трудового коллектива МУП «Метроэлектротранс», то все они будут переведены в новое предприятие после ликвидации существующего МУП.
Задачи для инвестора
В течение первых 5 лет после заключения концессионного соглашения планируется завершить реконструкцию наземной части линии скоростного трамвая от улицы Землянского до площади Титова. Эта часть была построена в 1986 году и за время эксплуатации никогда капитально не ремонтировалась, поэтому сегодня нуждается в полной замене с использованием современных материалов и технологий.
Коцессионер реконструирует также тяговые подстанции, от которых работают линии и вся инфраструктура, построит новую линию скоростного трамвая от конечной станции «ВГТЗ» до улицы Тракторостроителей. Также будет закуплено около 30 новых трамваев, проведена работа по капремонту и реконструкции нескольких участков трамвайных путей.
Напомним, с 2014 года в Волгоградской области идет работа по модернизации системы транспортных пассажирских перевозок. Так, сформирована схема развития электротранспорта Волгограда до 2025 года, пассажиры пользуются удобной системой электронной оплаты проезда, впервые проведена полная реконструкция путей скоростного трамвая, развиваются системы информационного оповещения – электронные табло. Кроме того, обновлены международный аэропорт, железнодорожный вокзал «Волгоград-1», пригородный вокзал, построены новые платформы и железнодорожная ветка, соединяющая воздушные ворота в регион с центром города-героя. Задачи по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры на предстоящий 10-летний период губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров ранее поставил на встрече с руководством областного центра.