Войти в почту

Грузы, направляющиеся из «большой» России в Калининград, сталкиваются с проблемами

У бизнеса постоянно возникают сложности с морскими перевозками грузов из основной части России в Калининград. Об этом заявил губернатор региона Антон Алиханов. Он рассказал о дополнительных таможенных проверках и жалобах предпринимателей на проблемы в портах Ленинградской области и Петербурга, хотя речь идет о перевозках товаров из одного российского региона в другой.

Грузы, направляющиеся из «большой» России в Калининград, сталкиваются с проблемами
© BFM.RU

Гендиректор компании «БалтФишТрейд» Алексей Ковальчук импортирует замороженную рыбу в Россию. Происходит это так. Контейнер приходит в Петербург. Там, под контролем таможни и Россельхознадзора, груз перегружают в другой контейнер. Перегрузили, взвесили, оформили документы, повесили пломбу, погрузили на паром, который отправляется в Калининград. Поскольку эта рыба путешествует из одного российского региона в другой, то в порту прибытия заново его проверять, по идее, не нужно. Но это по идее. А в жизни в Калининграде все начинается сначала, рассказывает Алексей Ковальчук:

Алексей Ковальчук гендиректор компании «БалтФишТрейд» «Паром приходит в Калининград, его выгрузили. Представители таможни и Россельхознадзора опять открывают контейнер, сверяют его, отправляют его на просвечивание. Хотя в Питере была проверка таможенными органами, Россельхознадзором. Вопрос: зачем таможне дважды проверять наш груз, который из российского порта в российский порт идет? Уже и таможенные пломбы висят, а мы бегаем, бодаемся с таможней, взвешивают нас, перевешивают».

По словам главы Калининградской области Антона Алиханова, на действия таможенников в Усть-Луге и Петербурге не публично жалуются предприниматели. И было бы понятно, если бы грузы дополнительно проверяли, когда они идут из Калининграда в «большую» Россию, — тут могут возникнуть вопросы по поводу происхождения товара. Но зачем нужны дополнительные проверки, когда российский груз идет из Петербурга? Наверное, логика в том, что эти контейнеры идут по морю, проходят мимо других стран. И, возможно, есть основания подозревать, что в море с товарами что-то могло произойти. Хотя, например, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко таких оснований не видит:

Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «А как возят товары, скажем, из Владивостока в Петропавловск-Камчатский? Там же тоже судно идет по морям, даже идет по океану. Хотя там пытались это вводить, погранцы пытались оформлять приход — отход. Мол, за границу ты выходишь, а ты вышел за 12 миль — ты уже за границей. Но вроде это бедствие побороли. Но таможня вроде помалкивала. Каботажный груз в пределах страны — и все тут. О чем речь-то?»

Когда Business FM опрашивала предпринимателей, которые возят морем товары в Петербург и Калининград, то узнали о еще одной сложности. Как рассказывает начальник отдела продаж компании «Вестрыбфлот» Владимир Божко, его предприятие ловит рыбу в Атлантике по российским квотам. Потом перегружает ее в портах Фарерских островов. Оттуда на судне обычно с иностранным флагом везет в Россию — либо в Калининград, либо в Петербург. В Северной столице проблем с таможней нет. А вот в Калининграде, для того чтобы доказать, что происхождение груза отечественное, нужно убедить таможню, что российская не только рыба, но и упаковка, в которой ее перевозят. А иначе российской эту рыбу таможня не признает, указывает Владимир Божко:

Владимир Божко начальник отдела продаж компании «Вестрыбфлот» «Предоставление всей части, в которую рыба упакована, подтверждение, что они тоже российского происхождения. То есть это гофротара, упаковочная лента, наклейки, которые присутствуют на коробах, где есть надписи. Если это штампы, то краска, чтобы этот штамп ставить. На все мы должны прислать документы, подтверждающие, что они российского происхождения, иначе эта рыба не будет признана российской. И вот такое у нас каждый раз повторяется из года в год. Мы каждый раз собираем толстый пакет подтверждающих документов и им предоставляем».

Как говорят предприниматели, все эти проблемы длятся годами. К ним все давно привыкли и, наверное, особого внимания не обращали. А заговорили о них сейчас в контексте трудностей с железнодорожным транзитом грузов из основной части России в Калининград, когда понадобилось активно развивать морские перевозки. Тут как раз и всплыло то, о чем и так давно знали.