Мосгортранс тестирует мобильное приложение для водителей «Идеальный парк» для цифровизации перевозок (интервью)

Всемирный день без автомобиля принято отмечать 22 сентября. О том, готов ли городской наземный транспорт к росту пассажиропотока в этот день, а также о том, какие технологические новшества тестируют в Москве, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой рассказал генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул. Ольга Мусинова (О.М.): 22 сентября отмечается акция День без автомобиля. Как Мосгортранс к нему подготовился? Ожидается ли увеличение пассажиропотока на маршрутах? Николай Асаул (Н.А.): Эта общественная акция исключительно добровольная. Поэтому мы своих сотрудников не заставляем отказываться ни от личного, ни от служебного транспорта. Это должно идти по желанию - если человек хочет поучаствовать в акции, то он это делает. Сейчас всей своей работой мы показываем, что общественный транспорт - это разумная и экологичная альтернатива личным автомобилям. Я более 10 лет участвую в этой акции: либо пешком добираюсь до работы, либо на велосипеде, в этом году - на электробусе. Позже подведем итоги и посмотрим, сколько человек присоединились, какой эффект в масштабах предприятия и масштабах всего города. Могу отметить, что в целом пассажиропоток наземного транспорта Мосгортранса сейчас на 16% больше, чем в августе, а ежедневно наши автобусы и электробусы перевозят более 3 млн пассажиров в сутки. О.М.: Как Мосгортранс обучает водителей? Как улучшаются условия их работы и какие новшества появились для организации труда? Н.А.: В Мосгортрансе на сегодня работают более 14 тыс. водителей, более тысячи - женщины. За текущий год мы уже набрали 2,5 тыс. водителей, что больше на 12%, чем за весь прошлый год. То есть темпы очень хорошие, и мы практически не испытываем дефицита водителей. Этому способствовал целый комплекс мер: программа «Приведи друга», индексация зарплаты, совершенствование системы премирования, доплаты для молодых специалистов без опыта работы. Все это привело к тому, чтобы водителей было достаточно для нашей текущей работы. Но дальше мы хотели бы повысить привлекательность работы водителя именно для молодых специалистов. Над такой задачей сейчас активно работаем. О.М.: Каков средний возраст водителей на предприятии?

Н.А.: Сегодня у нас средний возраст водителей - 45 лет. Исторически предприятие дает работникам довольно сильный социальный пакет и много доплат за стаж работы, классность работы. Зарплата с течением времени существенно увеличивается. Соответственно, для молодых специалистов поддерживающих выплат раньше не было. Мы хотим исправить эту ситуацию и стимулировать молодежь к работе в Мосгортрансе, чтобы новые идеи и новые силы привлекать к работе в нашей компании, чтобы средний возраст водителей уменьшался, так как у молодых специалистов выше внимание, и качество вождения может повышаться. Мы не вводим верхних ограничений для более опытных водителей. Но за счет того, что мы будем более активно привлекать молодежь, средний возраст несколько уменьшится. Также мы делаем особый упор на привлечение местных жителей, объясню, что имею в виду. Наша стратегическая задача - чтобы как можно больше сотрудников работали именно в своем районе проживания, не тратили много времени на дорогу до работы, чтобы работали длительное время. Чем интересна работа в Мосгортрансе? К нам можно прийти, не имея вообще никакого опыта, и вырасти от самой базовой профессии, к примеру, мойщика подвижного состава, до руководящей позиции. О.М.: Как видите будущее наземного транспорта в перспективе трех-пяти лет? Полностью уйдут автобусы или останутся на определенных маршрутах? Каковы перспективы развития электробусов - развитие зарядной инфраструктуры, простота управления? Н.А.: Мы полностью выполняем обязательства по обеспечению перевозок, продолжаем развивать экологичный транспорт в Москве. Мы обновляем подвижной состав наземного транспорта и активно заменяем дизельные автобусы на электробусы. Сейчас тысяча электробусов работает на 79 маршрутах. Средний возраст подвижного состава Мосгортранса составляет 4,8 года. Всего за 2022 год в Москву планируют поставить до 100 электробусов. В 2023-2024 годах планируется поставка до тысячи электробусов. Поэтому делаем все возможное, чтобы наши пассажиры совершали поездки в современном и комфортном транспорте. Также мы развиваем зарядную инфраструктуру - в 2023-2024 годах планируем установить в Москве более 400 ультрабыстрых зарядных станций для электробусов. А 1 июля в ТиНАО открыли первый в России электробусный парк «Красная Пахра». О.М.: Когда парк начнет работать в полную силу?

Н.А.: Выход на проектную мощность парка запланирован на середину 2023 года. 300 электробусов будет обслуживать 26 маршрутов в «новой» Москве. Сейчас в новом парке работает 34 электробуса на пяти маршрутах (№17, 101, 871, 873 и 874к). Также активно развиваем сервис перевозок по требованию «По пути». В октябре будет год, как он работает в ТиНАО. Перевезены почти 500 тыс. пассажиров. Кроме того, до конца года планируем запустить возможность совершать поездки не только до станций метро и Московских центральных диаметров, но и до социально значимых объектов внутри зоны действия сервиса. Параллельно с этим готовимся к запуску сервиса в «Сколково» в полноценном режиме для всех пассажиров. О.М.: Будут ли появляться в столице новые остановки?

Н.А.: К концу 2024 года в Москве установят порядка 5 тыс. новых остановочных павильонов. Около 3,5 тыс. производства завода «СВАРЗ» и 1,5 тыс. городских заказчиков. Срок эксплуатации павильонов составляет семь лет. В планах до конца года - установить еще около 800 таких павильонов в Москве. О.М.: Какие нововведения и новые технологии ожидает Мосгортранс в ближайшие пять лет? Какие перспективы перехода на частичное автоведение есть у автобусов и электробусов? Н.А.: В настоящее время рано говорить про беспилотные автобусы. Эта технология требует более длительной проработки. Сейчас мы занимаемся оптимизацией внутренних процессов, переводим все в цифру. Это позволит улучшить условия работы сотрудников и повысить эффективность перевозок.

Сейчас мы развиваем новую систему «Идеальный автопарк». В пилотном проекте участвуют более 2 тыс. водителей филиала Северо-Восточный. Они тестируют мобильное приложение «Идеальный автопарк». В приложении водитель может узнать график отпусков, как формируется зарплата, запросить документы, получить актуальную информацию о работе компании. В Северо-Восточном филиале для этих целей мы внедрили повышенную систему премирования водителей за выполнение высоких показателей работы автоколонны. Те, кто регулярно выполняют нормативы, имеют ежемесячную прибавку к зарплате от 18 до 22,5%. О.М.: Какие маршруты могут быть запущены после открытия Южного речного вокзала? Что там может быть сделано по аналогии с Северным или появится что-то новое? Н.А.: Сейчас идет масштабная реставрация Южного речного вокзала. После открытия он станет новым местом притяжения горожан. Специалисты восстановят главное здание, благоустроят набережную. На территории появятся места отдыха, рестораны, объекты торговли. Уже сейчас с причалов Южного речного вокзала отправляются круизные теплоходы. Например, в этом сезоне они ходили в Коломну, Муром, Константиново, Касимов и другие города.

В этом году с начала навигации теплоходы совершили около 100 рейсов, перевезли почти 10 тыс. пассажиров. Планируется, что после обновления с причалов вокзала можно будет отправиться по другим направлениям - например, в Нижний Новгород, Ярославль и Пермь.