Войти в почту

Нужно ли России тотальное импортозамещение: мнения экспертов конгресса «Транспорт и строительство» в Уфе

Были готовы к санкциям? Как подчеркнул министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин, который в режиме ВКС принял участие в пленарном заседании конгресса, санкционные действия потребовали частичной корректировки федеральных программ и проектов. «В большей степени это связано с необходимостью импортозамещения. При реализации наших проектов так или иначе применяли зарубежные комплектующие и оборудование, которое еще нужно обслуживать. Но мы научились решать эти вопросы. Причем даже чуть раньше: пандемия коронавируса помогла подготовиться к нынешней ситуации. В целом можно отметить, что реализация программ идет в установленные сроки», – отметил Ирек Файзуллин. Председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал на пленарке, что долгосрочное планирование помогло избежать проблем с технологиями после введения санкций. «В этом году санкционные запреты не коснулись нас ни по каким направлениям, поскольку мы запаслись. Конечно, это не означает, что не возникнет проблем. Но сегодня мы находим в России все технические решения, необходимые нам для автоматизированной системы управления движения, системы взимания платы. Это касается даже транспондеров: если раньше их закупали за рубежом, то сейчас приобретаем первую партию, выпущенную в нашей стране», – сообщил Вячеслав Петушенко. При этом он добавил, что существует отдельная проблема с импортозамещением в сфере дорожно-строительной техники. Кстати, чуть раньше этот вопрос также обсудили на конгрессе – на одной из дискуссионных площадок в первый день деловой программы форума. Интересное решение проблемы предложил министр транспорта и дорог Татарстана Фарит Ханифов. «Сегодня остро назрел вопрос о создании суверенной отечественной дорожно-строительной техники. Потому что сегодня она не имеет своих систем 3D-управления, микшеров. Эту проблему нужно решить за два-три года. Пока уже имеющаяся в распоряжении наших дорожников дорогостоящая зарубежная техника не начала сыпаться», – отметил Фарит Ханифов. По его словам, в России нужна комплексная научно-техническая программа строительства дорог с низкой интенсивностью, на которых сегодня нет никакого покрытия (таковых в стране около 30 %). На них предлагается применять местные стройматериалы и использовать только отечественную дорожно-строительную технику. При этом нормативные требования к дорожному покрытию нужно смягчить. Это обеспечило бы заказами отечественных производителей, позволило бы обкатать, усовершенствовать и откалибровать их технику, чтобы в будущем ее можно было использовать на крупных и дорогостоящих дорожных объектах. Вырос спрос на российское Гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин отметил на пленарном заседании, что его компания всегда стремились к тому, чтобы иметь достаточный уровень независимости по основным узлам и компонентам. «Либо мы производили их сами, либо требовали от отечественных партнеров очень высокого уровня локализации. Понятно, что нам все равно пришлось переориентироваться, когда начали вводить санкции и вынудили уйти наших зарубежных партнеров. Не скажу, что они были рады этому: все-таки Россия занимает пятое место по коммерческому транспорту на мировом рынке. В целом мы достаточно спокойно пережили этот период после введения санкций. У нас устойчивые финансовые показатели. Мы все задачи, которые стоят перед экономикой нашей страны, решаем», – заявил Сергей Когогин. В свою очередь, вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков обратил внимание на то, что сегодня имеется мощный пласт отечественных программных продуктов и IT-систем, без которых сейчас невозможно реализовать крупные проекты в строительной и транспортной сферах (включая проектирование нового автомобиля или самолета, управление большим строительным проектом и т.д). «Это проекты класса PLM и BIM, а также IT-системы по инженерным расчетам. Кстати, у нашего фонда есть успешные кейсы сотрудничества с рядом башкирских компаний по внедрению таких систем. Например, с компанией «Башинформсвязь». Мы видим серьезный спрос на такие проекты, которые становятся все более комплексными. С тех пор, как ключевые зарубежные вендеры ушли с рынка, то резидентов «Сколково» буквально разрывают российские заказчики. Тот рынок, который был раньше закрыт для отечественных IT-компаний, стал лавинообразно открываться. В этом мы видим серьезные возможности», – подчеркнул Алексей Беляков. Россия не в полной изоляции, но импортозамещением заниматься нужно На пленарном заседании спикеры отдельно обсудили вопрос, реальна ли в таких высокотехнологичных отраслях, как транспорт и строительство, опора исключительно на собственные силы, или без глобальной кооперации все-таки не обойтись. По мнению Алексея Белякова, в условиях мобилизационной экономики возможно все. «Но важно же построить некую устойчивую систему, которая будет действовать и за рамками мобилизационной экономики. Надо понимать, что мы сейчас попали в очень длительный цикл, который займет как минимум десять лет. Поэтому сегодня при подготовке проектов нужно учитывать такие длительные сроки. В долгосрочной перспективе мы должны рассчитывать на широкую кооперацию, перестраивать ее цепочки с учетом геополитических реалий и опираться на большие рынки. Очевидно, что рынок России даже вместе с Беларусью недостаточно большой, чтобы окупить крупные инфраструктурные инвестиции и технологические проекты. Поэтому развивая импортозамещающие решения, все-таки нужно ориентироваться на емкие рынки, в том числе дружественных стран», – сказал Алексей Беляков. Сергей Когогин заметил, что Россия не оказалась в изоляции даже после введения таких масштабных санкций. «Мы все-таки остались участниками мировой торговли и промкооперации. Хотя жить в изоляции и обеспечивать свое существование тоже, конечно, можно. Но при этом создание глобального продукта, в том числе научно-технического, станет очень непростым вопросом. Сейчас в России, включая нашу компанию, наработали очень много прорывных направлений, многое уже реализуется. Важно не останавливаться и найти способ черпать знания в имеющихся глобальных продуктах. У нашей страны такая возможность, повторюсь, по-прежнему остается», – выразил уверенность Сергей Когогин. По словам Вячеслава Петушенко, в решении вопросов импортозамещения важны три фактора: воля, средства и время. «Чтобы полностью стать независимыми, потребуется очень много времени. С другой стороны, а нужна ли стопроцентная независимость от импорта? Хотя в любом случае нынешняя ситуация заставит нас заниматься развитием импортозамещения и дальше», – признал Вячеслав Петушенко. С ним согласился премьер-министр Башкирии Андрей Назаров. «Раньше тоже задавался вопросом, а зачем нам все локализовать у себя и открывать производства, которые уже есть в других местах и имеют высокие компетенции. Но события этого года наглядно показали, что для безопасности и нормального функционирования экономики России это делать необходимо. И в пределах нашей страны точно возможно. Согласен, что это займет время – от 3 до 10 лет в зависимости от сферы и отрасли», – пояснил Андрей Назаров. Он добавил, что к вопросам импортозамещения нужно подходить взвешенно и нет смысла «перегружать» регионы, стремясь локализовать все на отдельной территории. «В каждом конкретном регионе имеет смысл развивать те компетенции, которые уже у него есть. Либо в этом субъекте выгоднее организовать производство с точки зрения логистики. Здесь у Башкортостана открываются хорошие возможности в сфере импортозамещения. Наша республика может многое взять на себя. Так, только пять стран в мире производят авиадвигатели. В их число входит наша страна, и в Башкирии есть такое предприятие (ПАО «ОДК-УМПО». – Прим. ред.). В целом, повторюсь, для России с точки зрения безопасности нужно создавать производства, которые полностью смогут работать на своем сырье и комплектующих, чтобы внутренний рынок максимально обеспечивался ими», – резюмировал глава правительства Башкортостана. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Нужно ли России тотальное импортозамещение: мнения экспертов конгресса «Транспорт и строительство» в Уфе
© РИА "ФедералПресс"