Войти в почту

Новый поход на юго-восток.

Новый поход на юго-восток.
© Zab.ru

Губернатор Осипов объявил, что подписано соглашение с инвестором о реализации Култуминского месторождения на 60 миллиардов рублей. Это не единственное месторождение, о разработке которого, по словам губернатора, договорились на площадке Восточного экономического форума. Между тем, освоение Култуминского месторождения означало бы возвращение к юго-восточному проекту нашего края, который так и не был реализован в своё время.

Изучить и взять в работу

А хотелось бы верить. Дело в том, что данное месторождение значилось в гигантском проекте по освоению юго-восточной части нашего края (ещё бывшей Читинской области) среди пяти крупных месторождений. Реализовать его, как известно, бралось ОАО ГМК «Норильский никель». Правительство Забайкальского края планировало завершить проект освоения юго-восточной территории края стоимостью более 100 млрд. рублей в 2016 году. Не получилось. Может быть, нынешний проект, о котором заявил в интервью агентству «Интерфакс» Александр Осипов, даст толчок к освоению и других месторождений этой большой территории края? Если, конечно, он имеет реальный, а не пропагандистский характер.

Губернатор сообщил, в частности, что полиметаллический проект на Култуминском месторождении в Забайкалье принадлежит компании "Восток ГеоСервис" Владислава Свиблова. На базе месторождения планируется создание предприятия по производству медного золотосодержащего концентрата, а также сплава Доре. Ожидается, что разработка месторождения будет вестись открытым способом, а производительность ГОКа составит до 10 миллионов тонн руды в год. Первую руду планируют получить в 2024 году. Компания "Восток ГеоСервис" получила лицензию на Култуминское месторождение весной текущего года по итогам аукциона, стоимость которой превысила 2,6 миллиарда рублей. Но она стоит того. Месторождение богато минералами - там и медь, и золото, и серебро, и молибден, и бор, и железо.

Почему может быть дано начало к освоению и других месторождений в юго-восточной части нашего края, которые так и остались в своё время за бортом огромного проекта – освоений Бугдаинского, Лугоканского и Солонеченского месторождений? В настоящее время, как сообщил губернатор, есть система развития Дальнего Востока со специальными профильными структурами, которые могут оценить, кто испытывает интерес к месторождениям, с помощью кого мы сможем быстрее ввести их в оборот. Потом уже Роснедра могут запустить аукцион, чтобы заинтересованные структуры, уже осведомленные о намеченных торгах, могли конкурировать между собой. При этом уровень изученности запасов - очень низкий. Так что работы предстоит много.

 Захлебнувшаяся революция

А ведь много лет назад начиналось освоение юго-восточной части Забайкальского края многообещающе и под фанфары. Многочисленные пресс-конференции, научно-производственные конференции, пропагандистские фильмы и т.д. говорили о серьёзности этого судьбоносного проекта для бывшей в то время Читинской области. Правительство Забайкальского края в 2016 году планировало завершить дорогостоящий проект.

Начиналось с того, что в конце 2006 года правительство РФ утвердило инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». Проект, как было объявлено, должен был осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. До 2015 года предстояло освоить не менее 114 миллиардов рублей. При этом Инвестиционный фонд РФ должен был выделить 35,5 миллиарда, ОАО «ГМК «Норильский никель» - 78,7 миллиарда рублей. Предполагались и вложения других частных компаний. Власти региона назвали проект «промышленной революцией в регионе». Дело в том, что довольно большой по площади Забайкальский край (432 тысячи квадратных километров) имеет далеко не равномерное промышленное развитие. Даже очень крупные и ценные месторождения природных ископаемых в ряде районов хоть и давно разведаны, но до сих пор не разработаны из-за слабой инфраструктуры, особенно отсутствия сети дорог. Именно такова территория юго-востока края, граничащая с Китаем и Монголией.

Проект предполагалось осуществлять в два этапа. На первом этапе (2007-2011 гг.) на юго-востоке области предстояло строительство 375-километровой железнодорожной линии от ст. Нарын до ст. Лугокан. Прогнозируемый показатель объёма перевозок по новой железной дороге после пуска её в эксплуатацию впечатлял: 20 миллионов тонн грузов в год. Что вышло на деле?

В начале работы над проектом по освоению пяти месторождений юго-востока края - Бугдаинского (молибден), Быстринского (медь, золото, железная руда), Култуминского, Лугоканского (полиметаллические), Солонеченского (флюарит) ГМК «Норильский никель», не имея ни по одному месторождению в зоне юго-востока края утверждённых государственных запасов, прогнозировал строительство пяти ГОКов. В результате был пущен в строй только один ГОК – на Быстринском месторождении. Железная дорога построена протяжённостью не 375 километров, как предполагалось, а 220, от Борзи до Алекзавода. Ни о каких 20 миллионах тонн грузов в год перевозимой по этой дороге речь, конечно, не идёт, она оказалась нерентабельной.

Вот комментарий известного в крае экономиста Евгения Касьянова:

«Для того, чтобы составить прогноз работы на месторождении, нужна была его детальная разведка. Но все выводы делались без утверждения государственных запасов полезных ископаемых на этих месторождениях. Всё строилось на прогнозно-экспертной оценке. Реальной, подтверждённой разведкой оценки, кроме Бугдаинского месторождения, не было. Проведённая много времени спустя геологическая разведка показала, что при реально существующих запасах реализация остальных месторождений нерентабельна. Кроме того, основной бедой этого экономического анализа было то, что он проводился в полном отрыве от товарных рынков. Никакого прогноза по состоянию и развитию цен на данную группу полезных ископаемых не было. Например, мы говорим о комбинате, где основным продуктом и товаром будет медный концентрат. Возникает вопрос: а сколько будет стоит медь на мировом рынке? Неизвестно. Выгодно ли вообще строить ГОК? И так по всем группам товаров».

Сегодня в связи с сообщением губернатора о соглашении по освоению Култуминского месторождения и созданной системе, согласно которой будут осваиваться перспективные месторождения, есть надежда на возвращении (пусть с определённой коррекцией) и к проекту по освоению юго-восточной части края, которая сегодня становится всё более безлюдной и экономически запущенной.