Финансовый спаситель Советской России: "золотому" червонцу исполнилось 100 лет

Потрясения, выпавшие на долю России в начале XX века, — военные, социальные, политические — привели к практически полному параличу финансовой системы страны. К началу 20-х годов выяснилось, что, несмотря на попытки большевиков в масштабах страны отказаться от хождения денег как от пережитка капиталистического строя, сделать это не удается. Экономика и "военный коммунизм" оказались несовместимы, и, чтобы не допустить развала государства, новой властью было принято решение запустить Новую экономическую политику (НЭП). В том числе вернуться к денежным расчетам между "хозяйствующими субъектами".

Финансовый спаситель Советской России: "золотому" червонцу исполнилось 100 лет
© ТАСС

"Катеньки", керенки, совзнаки

Военный коммунизм, который большевики пытались построить сразу после революции, предполагал отказ от денег как средства расчета. В результате в 1918–1920 годах были ликвидированы практически все частные финансовые институты, в том числе коммерческие банки. Более того, даже некоторые государственные институты, например Госбанк, оказались на тот момент лишними. Экономика переходила на натуральные хозяйственные отношения, что сказалось на ней самым пагубным образом.

Поскольку развал экономики означал и неминуемый развал государства, новой властью было решено вернуться к денежной системе расчетов.

Советом народных комиссаров было принято решение с начала 1919 года выпустить так называемые советские денежные знаки. Что характерно, выпускал их Наркомфин, потому что Государственный банк Российской империи был упразднен, а аналогичный, но социалистический орган — еще не создан.

В это время по РСФСР уже гуляло несколько видов денежных знаков разных эпох и режимов. В ходу оставались царские купюры и монеты, дензнаки, выпущенные Временным правительством, не считая многочисленных "самостийных" денег, которые выпускали белогвардейские генералы, контролировавшие Сибирь и юг страны, бандитские атаманы или просто мошенники.

Кстати, именно царские деньги первое (советское) время пользовались наибольшим спросом у населения. Во-первых, они были наиболее знакомы гражданам, а во-вторых, в тот момент совершенно нельзя было исключать реставрации царского строя. По сведениям исследователей-нумизматов, наиболее тепло люди относились к сторублевой банкноте с изображением Екатерины II, прозванной в народе "катенька". Что касается денег Временного правительства, керенок, то они никаким уважением не пользовались. Временное правительство раскрутило неслыханную инфляцию, за восемь месяцев выпустив в обращение более 9 млрд рублей, которые в тот момент уже не были обеспечены абсолютно ничем: ни золотым запасом, ни государственным имуществом, ни другими активами. Керенки настолько ничего не стоили, что их даже не разрезали на банкноты, а выпускали рулонами в несколько метров.

Выпуск новых денег, уже от советской власти, добавил неразберихи в финансовой системе молодой советской республики. Совзнаки быстро обесценивались, поскольку обеспечивать их было по-прежнему затруднительно. Всего за два года их покупательская способность рухнула в глубокую пропасть: то, что до революции можно было купить за одну царскую копейку, теперь стоило 100 тыс. совзнаков.

Правительством было решено начать денежную реформу. Она должна была пройти в несколько этапов. Для начала в ноябре 1921 года был восстановлен такой финансовый институт, как Государственный банк. Затем было решено провести упорядочение денежной массы и ее деноминацию.

Укрощение нулей

1 января 2022 года в РСФСР появились денежные знаки нового образца. Они по-прежнему именовались совзнаками, однако их номинал был в 10 тыс. раз меньше, чем выпущенных в предыдущие годы. На новые обменивались все предыдущие многочисленные вариации ходивших по стране денег: не только советских, но и дореволюционных, в том числе царских. Курс обмена был установлен для всех единый: 10 тыс. к одному. Переходный период составлял девять месяцев, с 1 октября 1922 года все дензнаки "старого мира", которые еще не были изъяты из оборота, утрачивали платежную силу (и без того весьма скудную).

Таким образом, к осени 1922 года большевикам удалось унифицировать денежную массу и сделать систему коммерческих взаиморасчетов более стройной. Тем не менее пока оставалась другая проблема — совзнаки быстро обесценивались, потому что не были обеспечены никакими реальными государственными активами. На XI съезде Российской коммунистической партии (большевиков), который проходил в конце марта — начале апреля 1922 года, было принято решение о втором этапе реформы финансовой системы государства. Реформаторам предстояло снова обеспечить национальную валюту золотом.

Золотой ты мой!

11 октября 1922 года Совнарком РСФСР издал декрет "О предоставлении Государственному банку права выпуска банковых билетов". В этом документе и было зафиксировано название новых денег. По словам историков, в качестве вариантов предлагались такие, как "федерал" и "целковый", но в итоге выбрали "червонец". Так со времен Петра I в России именовали золотую (986-й пробы) монету весом 3,47 г. Во времена первого русского императора червонец был самостоятельным номиналом, но с годами так стали величать золотые десятирублевки.

Как гласил декрет от 11 октября, "банковые билеты выпускаются достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев". Сам червонец приравнивался к 10 рублям "в прежней российской золотой монете", но выпускаться должен был в бумажном виде. Впрочем, червонцы в виде золотых монет все-таки тоже появились. 26 октября 1922 года Совнарком выпустил очередной декрет — "О чеканке золотых червонцев". Но в обороте монеты появились только год спустя — осенью 1923-го — и достаточно скромным для того, чтобы получить широкое хождение, тиражом — менее 3 млн штук.

Для защиты от обесценивания новой валюте присваивалось золотое содержание в размере одного золотника и 78,24 доли (7,74 г). В декрете указывалось, что "банковые билеты, выпущенные в обращение Государственным банком, обеспечиваются полностью, причем не менее чем на ¼ их суммы по номинальной цене — драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а в остальной части — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами".

Новые банкноты были выпущены в обращение 27 ноября 1922 года. Банкноты были односторонними (первая двусторонняя купюра появилась только в 1926 году), а от подделки защищались водяными знаками. В линейку вошли номиналы 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Номиналы 2 и 50 червонцев, несмотря на имеющуюся возможность, выпускать не стали. Тем более что даже выпущенные номиналы вызвали некоторое неудобство. Во-первых, сначала червонцы не принимались в розничных магазинах. Их использовали для выдачи ссуд предприятиям, а также для расчетов между ними. А когда червонцы проникли в розничную торговлю, выяснился еще один тонкий момент. Цены на товары устанавливались в рублях, а червонец в рублях не номинировался. Поэтому его необходимо было сначала обменять на совзнаки, а потом уже с ними отправляться в магазин. Был установлен официальный курс червонца к совзнаку: 1:11 400 рублей образца 1922 года (или 114 млн рублей более ранних выпусков). При этом рыночный курс мог отличаться от официального, а во время обмена гражданин вынужден был еще и платить комиссию.

Отцы-реформаторы

Главным архитектором денежной реформы 1922–1924 годов, результатом которой стала победа над гиперинфляцией и появление в России устойчивой валюты, называют наркома финансов в "последнем правительстве Ленина" Григория Сокольникова. Революционер, эмигрант, вернувшийся в Петроград вместе с Владимиром Ильичом, он в конце 1917 года уже участвовал в реформировании финансовой системы страны, занимая посты в Наркомфине. А во время Гражданской войны, будучи командующим Туркестанским фронтом, он сумел провести своего рода региональную предтечу всероссийской реформы — полностью вывел из оборота местные деньги туркбоны, обменяв их по курсу 10 к 1 на совзнаки.

Возможно, именно этот успешный опыт и стал причиной, по которой красный командир был назначен главным финансистом страны. В сентябре 1922 года Сокольников стал наркомом финансов РСФСР, а с июля 1923-го возглавил Наркомат финансов уже СССР и руководил им до января 1926 года.

Впрочем, в некоторых источниках идея и самой реформы, и ее основных этапов приписывается Владимиру Тарновскому, входившему в команду Сокольникова в качестве консультанта Наркомфина, а до Первой мировой войны занимавшего пост директора Сибирского торгового банка, одного из крупнейших в России.

Тем не менее именно Григорий Сокольников был руководителем Наркомфина во время реформы, именно он организовывал реализацию предложений и идеи своих подчиненных экономистов и банкиров, а значит, можно считать, что именно ему принадлежит основная заслуга в создании устойчивой финансовой системы страны.

Рублевый реванш

Итак, к 2024 году в Советской России сложилась двойная денежная система: номинированные в рублях совзнаки Наркомфина и "твердые" червонцы Госбанка с золотым обеспечением, которые котировались даже на иностранных биржах. И тогда возникла очередная проблема. Из-за высокой стоимости червонцы практически не поступали в сельскую местность, обращаясь в городах, где расчеты ими доходили до 80% от всего оборота. В результате власти забеспокоились, что произойдет отрыв города от деревни. Нужно было решать проблему и связывать совзнаки и червонец.

На Втором Всесоюзном съезде Советов в начале февраля 1924 года депутаты приняли постановление ввести в обращение устойчивую валюту общесоюзного образца. Было решено выпускать казначейские билеты номиналом 1, 3 и 5 рублей. Их золотое содержание уже не указывалось, но на самих билетах было заявлено — "обеспечен золотом".

С 10 марта того же года начался выкуп "старых" (1922 года выпуска) совзнаков государством у населения по курсу один новый рубль за 50 тыс. старых. А в 1925 году был принят закон, который официально приравнял один червонец к 10 рублям. Однако червонцы не исчезли из обращения. Да, их роль серьезно изменилась по сравнению с временами НЭПа. В новой финансовой системе, нацеленной на индустриализацию и переход к плановой экономике, червонцам была отведена функция просто более крупных по сравнению с казначейскими билетами купюр. Но тем не менее они оставались законным платежным средством вплоть до 1947 года, когда в (уже) СССР состоялась очередная денежная реформа. Тогда Госбанк выпустил билеты достоинством 10, 25, а также 50 и 100 рублей. С тех пор он представляет только нумизматическую ценность. Официальная история советского червонца закончилась.

Евгений Мазин