Изменения в госзакупках в 2022 году: что важно знать бизнесменам

С февраля 2022 года закупочное законодательство претерпело существенные изменения. Чтобы облегчить жизнь поставщикам и заказчикам на фоне санкций, для них были введены некоторые послабления. Данные преференции кардинально повлияли на всех игроков рынка, появились новые тренды, которые стоит учитывать при участии в закупках.

Изменения в госзакупках в 2022 году: что важно знать бизнесменам
© Daily Moscow

Совсем недавно мы проводили исследование российского рынка закупок, чтобы сравнить, как себя чувствовали самые популярные категории закупок по 223-ФЗ по ОКПД-2 в первом полугодии 2022 года.

Неизменным лидером остаются закупки в сфере медицины. Первое место по количеству размещенных извещений по 223-ФЗ заняли лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях, второе — медицинские инструменты и оборудование. Данные категории лидировали и в первом полугодии 2021 года. Сергей Сердюков Директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru.

Если обратить внимание на динамику, то количество закупок лекарственных препаратов и материалов в первом полугодии 2022 года снизилось на 6%, медицинских инструментов и оборудования — на 13%. Скорее всего, на деле снижения не произошло. Дело в том, что компании, попавшие под санкции, могут не размещать информацию о своих закупках по 223-ФЗ в ЕИС. Медицинские закупки всегда были и будут востребованы.

Третье место по популярности заняли автозапчасти (части и принадлежности для автотранспортных средств). В первом полугодии 2021 года они занимали 4-е место.

Также популярными позициями сейчас являются: изделия из пластмасс; химические продукты; услуги по ремонту металлоизделий, машин и оборудования; продукты пищевые; изделия металлические; прочие готовые изделия, не включенные в другие группировки; машины и оборудование общего назначения.

Хороший прирост показали услуги по ремонту металлоизделий, машин и оборудования. Количество извещений в первом полугодии 2022 года увеличилось на 70% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году. Это можно объяснить желанием компаний, работающих по 223-ФЗ, привести в порядок свои автопарки по старым ценам.

Нововведения в сфере закупок в 2022 году

Увеличение оснований для закупок у единственного поставщика

Самое громкое и существенное нововведение — это увеличение оснований для закупок у единственного поставщика. Это значит, что есть ряд пунктов, по которым заказчикам можно не проводить конкурентный тендер, а заключить контракт с одной компанией напрямую.

К примеру, теперь медицинские учреждения могут закупать лекарства и медицинские изделия у отечественных поставщиков или у компаний из стран, которые не вводили против России санкции.

На таких же условиях Фонд социального страхования может покупать техсредства реабилитации и сопутствующие услуги. До конца 2022 года правительство может согласовывать новые основания для закупок у единственного поставщика.

Такой способ значительно упрощает жизнь как заказчикам, так и поставщикам.

Он не требует ресурсов и сил на проведение конкурентной процедуры на электронной торговой площадке, закупка проходит в максимально короткие сроки без лишней бюрократии.

Однако есть риск злоупотребления со стороны заказчика, поэтому сейчас активно развиваются электронные специализированные сервисы для таких закупок, которые помогают выбрать лучшего поставщика онлайн — пусть и единственного. Обычно такие предложения поставщик может найти в электронных магазинах, там заказчик вправе разместить закупку до 600 тысяч рублей.

Возможность менять условия в госконтрактах

Еще одно нововведение — в госконтрактах теперь можно менять условия по соглашению сторон. Ранее внести изменения в контракт по 44-ФЗ было проблематично, изменить первоначальную цену было нельзя.

И если поставщик отказывался от поставки после подписания, он мог попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (в РНП), нахождение в котором предполагает запрет на участие в гостендерах сроком до 2-х лет.

Сейчас же участник торгов может настаивать на изменении условий контракта, в частности договариваться о новой цене. Кроме того, если он не сможет исполнить контракт из-за санкций, введенных против России, в РНП его не включат.

Совсем недавно Минфин предложил признать форс-мажором в сфере закупок не только санкции, но и мобилизацию.

Сокращение сроков оплаты

Еще одно важное постановление, которое упростило жизнь поставщикам, касается сроков оплаты по госконтрактам. Их сократили с 15 до 7 дней.

Установление взаимосвязи между антироссийскими санкциями и информацией о закупках

Самое главное изменение — заказчики по 223-ФЗ, попавшие под антироссийские санкции, могут не размещать информацию о своих закупках в ЕИС. Такая мера была введена для того, чтобы контрагенты данных заказчиков сами не попали под санкции.

На закрытые закупки компаний по 223-ФЗ можно посмотреть с разных сторон. Нужно учитывать, что сейчас заказчики остро нуждаются в новых поставщиках. Часть компаний они находили на электронных площадках, но теперь ищут новых партнеров, т.к. не могут публиковать свои процедуры в открытом доступе.

Также разрыв с действующими поставщиками связан с уходом некоторых брендов из России.

В таком случае закрытые закупки — это дополнительные возможности для поставщиков, которые имеют подходящий опыт в таких тендерах и готовы работать на условиях конфиденциальности.

Тренды в закупочной сфере

Во-первых, увеличение оснований у закупок у единственного поставщика привело к увеличению активности в электронных магазинах. Это сервисы для разового снабжения по упрощенным условиям на небольшие суммы. Заказчики размещают свои закупки, поставщики откликаются, а заказчик выбирает в короткие сроки подходящую компанию.

Также электронный магазин может работать по типу маркетплейса — поставщик размещает свои товары, работы и услуги на витрине, заказчик добавляет нужные позиции в корзину и заключает договор.

Закупки у единственного поставщика начинают перемещаться в электронные магазины, т.к. здесь заказчик может посмотреть несколько предложений и выбрать наиболее подходящее. Кроме того, мы наблюдаем активное развитие региональных электронных магазинов. С их помощью местные производители выходят на общий цифровой рынок России.

В первом полугодии 2022 года объем закупок в нашем электронном магазине (по сумме) увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если раньше это были разовые закупки на небольшие суммы, то сейчас мы видим извещения с большим количеством лотов — заказчики стараются объединять свои закупки в одну. Это связано с постоянным изменением цен на товары и нехваткой поставщиков. Всем хочется зафиксировать цены, заключив контракт с одной надежной компанией.

Во-вторых, появляются каталоги импортозамещающих товаров. Их можно найти как на электронных площадках, так и в электронных магазинах и агрегаторах в сфере закупок.

Более того, создаются специальные сервисы для поиска таких товаров, работ и услуг. Чтобы получить определенные преференции в закупках, поставщик может зарегистрироваться в ГИСП — там ведется реестр продукции российского происхождения.

В-третьих, в закупках становятся популярны товары, ввезенные с помощью параллельного импорта через дружественные страны.

Пока все потребности заказчиков невозможно закрыть одними российскими производителями. К примеру, сложно импортозаместить товары в обрабатывающей, пищевой, легкой химической и фармацевтической отраслях, начать массово выпускать качественное электро- и оптическое оборудование, компьютеры.

Поэтому здесь у компаний, которые займутся параллельным импортом, есть большой потенциал.

А также набирает популярность новый способ закупки по 223-ФЗ, который был описан в постановлении правительства от 16.12.2021 № 2323 — это закупка до 20 млн. у малого и среднего бизнеса на упрощенных условиях.

Дело в том, что заказчики по 223-ФЗ должны выполнить годовую квоту — закупить определенный объем продукции у МСБ с помощью конкурентных тендеров. ПП № 2323 дает послабление участникам рынка, чтобы все-таки эта квота выполнялась. Заказчики могут разместить закупку до 20 млн., рассмотреть предложения-оферты поставщиков из числа МСБ и выбрать понравившуюся компанию без проведения торгов.

Советы поставщику

В условиях сложной экономической ситуации активизируются мошенники — к примеру, создают фирмы-однодневки, предлагают поучаствовать в тендере, собирают обеспечение заявки, а потом исчезают.

Выбирайте только проверенные электронные сервисы и площадки, которые зарекомендовали себя на рынке.

Также проверяйте заказчика, который проводит тендер. Проанализируйте, какие закупки он проводит, какое количество тендеров отменяет и по какой причине, какие фирмы с ним работают, насколько сильно снижается цена во время аукциона. Проверьте его финансовые показатели в СБИС.

Посмотреть его закупочную историю можно в ЕИС или на электронных торговых площадках.

Рассчитывайте себестоимость к каждой конкретной закупке, чтобы не торговаться в убыток.

Внимательно изучайте закупочную документацию: обращайте внимание на сроки поставки товара и условия доставки. Если доставка ложится на вас, подумайте, в какой регион вы сможете осуществить поставку без убытков.

Изучайте закупочное законодательство.

Рекомендую получить профильные знания у опытных специалистов, прежде чем участвовать в первом тендере. Ошибки будут стоить вам финансовых затрат.

Если планируете первое участие в гостендере, рекомендую рассмотреть закупки малого объема в электронном магазине — это упрощенные процедуры, не требующие больших финансовых затрат.

С помощью них вы сможете разобраться в основных процессах без особых потерь.

В данный момент формируются новые способы закупок, создаются новые сервисы, которые направлены на эффективное взаимодействие заказчиков и поставщиков. Изменения в сфере закупок — это хороший повод омолодить базу поставщиков. Сейчас в госзакупках есть профессиональные участники, которые активно работают с заказчиками — но это, по нашим подсчетам, всего лишь 10% компаний России.

Фото: Les Garçons