Приморские депутаты «разгромили» второй этап инвестквот

Депутаты комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края «разгромили» пришедший из Госдумы законопроект о втором этапе инвестиционных квот. При этом эксперты аргументированно объяснили, почему приморский рыбопромышленный комплекс пострадает от новой аукционной кампании.

Приморские депутаты «разгромили» второй этап инвестквот
© Konkurent.ru

Напомним, что в настоящее время Минсельхоз внес в Госдуму законопроект о втором этапе инвестиционных квот. Однако парламентарии ввиду того, что законопроект окажет существенное влияние на работу рыбных компаний в прибрежных регионах, приняли решение отправить его коллегам на обсуждение, чтобы учесть их коллективную позицию.

Приморье стало последним дальневосточным регионом, в котором местная законодательная власть собралась на анализ и обсуждение последствий возможного принятия резонансного документа. Все остальные прибрежные субъекты ДФО уже выступили против второго этапа.

По словам председателя комитета Андрея Андрейченко, второй этап может привести к тому, что конкуренция в рыбной отрасли значительно снизится и произойдет укрупнение компаний. В аукционах смогут участвовать только крупные федеральные компании, а вот малый и средний бизнес из-за ограниченного доступа к кредитным средствам участвовать не сможет. Эти федеральные компании не будут работать в отдаленных поселках на побережье, нести социальную нагрузку.

Также депутат обратил внимание на то, что этот законопроект обладает определенными пробелами. Например, в нем нет подзаконных актов, вносящих конкретику по вопросу: какие виды биоресурсов, кроме крабов, могут быть выставлены на аукционы.

«Насколько нам известно, по беспозвоночным у большинства компаний договоры с Росрыболовством заключены до 2032–2033 гг. Поэтому компании, с которыми будут расторгнуты договоры на право вылова, могут взять и подать в суд, и государство будет им выплачивать компенсации. Упадут доходы в региональный бюджет, так как часть компаний, которые прекратят свою деятельность, являются крупными региональными налогоплательщиками», – утверждает Андрейченко.

Руководитель Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков уверен, что крабовый бизнес за исключением нескольких компаний, не сможет потянуть новые аукционы, на которые планируется выставить оставшиеся 50% квот. Добытчики краба в этом законопроекте видят определенное лукавство со стороны тех, кто хочет переделить крабовые активы. Прежде всего, внесенный в Госдуму законопроект не сможет обеспечить постройку новых 35 краболовов.

По информации, которой располагает ассоциация, в Приморье на судостроительных заводах построено только три краболова, еще на три закуплено все оборудование, и они сейчас достраиваются. По остальным судам большие проблемы: так, на заводе в Находке на пять краболовов нет никаких комплектующих, включая главные двигатели.

«Выделенные правительством 7 млрд руб. на модернизацию производств и перепроектирование ситуацию не исправят. Для наработки компетенций в судостроении должны пройти десятки лет. Из 105 судов, законтрактованных в ходе первого этапа, сдано в эксплуатацию всего шесть, еще девять планируется сдать в следующем году. По 10 судам регистр прекратил наблюдение из-за отсутствия комплектующих. Теперь идеологи нового перераспределения квот предлагают начать второй этап, не достигнув целей первого. Предлагается изъять исторические квоты, в том числе и у тех компаний, которые уже являются инвесторами первого этапа. Это приведет к тому, что часть предприятий будет банкротами. С учетом того, что отсрочка по строительству краболовных и рыбопромысловых судов уже составляет 8 лет, срок ввода судов в эксплуатацию сдвигается к 2035 г., а квоты заинтересованные игроки получат в 2024 г.», – сообщил Дупляков.

Категорически против аукционов и добытчики глубоководного краба из Приморского края. По данным статистики, на аукционах в начале 2000-х квоты на этот ресурс приобрели 83 предприятия, к 2018 г. на промысле глубоководных крабов осталось всего 16 компаний, так как компании добровольно отказывались от этого вида промысла ввиду его сложности и низкой рентабельности. После того как ФАР включило глубоководных крабов в аукционы первого этапа в 2019 г., лоты удалось продать только с четвертого раза и то с существенным понижением цены в три раза.

Однако ввиду того, что рентабельность промысла глубоководного краба значительно уступает шельфовым крабам, а сама добыча весьма дорогостоящая и сложная, российские рыбаки за период 2020–2022 гг. не доловили порядка 15 тыс. тонн, т. к. квоты фактически изъяты из освоения: сначала они были заморожены Росрыболовством, а теперь находятся во владении компаний, которые не могут организовать их эффективный вылов. В результате ежегодные объемы добычи краба упали почти в два раза. В 2022 г. недоосвоение квот составит не менее 7 тыс. тонн. При этом предприятия, купившие на аукционах лоты на глубоководный краб, еще не приступали к строительству своих краболовов.

«Если говорить о целесообразности второго этапа крабовых аукционов, то депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации должны четко представлять катастрофические последствия для предприятий и регионов. В настоящее время промысел глубоководного краба нерентабельный даже по историческим квотам. Компании в следующем году могут отказаться от промысла либо значительно его сократить. Инвестиционные объекты (краболовы-процессоры), скорее всего, не будут построены», – сказал на заседании комитета представитель одной компании, занимающейся выловом глубоководного краба.

Приморские депутаты полагают, что фактически повторяется ситуация 20-летней давности, когда рыбаки были загнаны на аукционы, брали неподъемные кредиты, после чего банкротились, отказывались от низкорентабельных промыслов, активизировалось браконьерство в различных проявлениях. После аукционов 2000-х отрасль восстанавливалась почти 15 лет, и когда она оправилась и начала показывать положительную динамику и ощутимую социально-экономическую отдачу, ее вновь хотят обрушить бессмысленными и вредными аукционами, цель которых одна – провести передел ресурсов.

Однако наибольшую обеспокоенность региональные депутаты высказали за судьбу компаний, которые имеют квоты беспозвоночных, за счет которых дотируется прибрежный промысел. Эти компании кормят население отдаленных районов края и являются, по сути, поселкообразующими. Если предприятия будут закрыты, тысячи людей останутся без работы. Примеры сокращения рабочих мест в крае уже есть. Так, компания «Восток -1» после потери квот на глубоководный краб вывела из промысла три краболова. Экипажи этих судов потеряли работу.

Для экономики прибрежных поселков Приморья и Сахалина перераспределение квот на беспозвоночные наиболее болезненно и – самое главное – социально опасно. «Рыбаки не просто теряют бизнес, работники компаний теряют право на труд. Другой работы в этих поселках нет. Это удар по профессии рыбака, удар по их семьям», – считает член общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов.

С ним солидарен вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Александр Васьков. По его словам, пострадают не только крабовые компании. Предприятия, специализирующиеся на промысле минтая и сельди, также потеряют 24% квот. Аргументы о том, что федеральный бюджет получит дополнительные доходы, разбиваются тем, что произойдет значительное снижение доходов в региональные бюджеты. Прибыль даже крупных игроков на рынке минтая из-за участия в судостроительных проектах значительно снижена, а значит, налог на прибыль не поступит в бюджеты.

После всех выступлений члены комитета единогласно проголосовали за то, чтобы не поддерживать данный законопроект. Официальная позиция приморских законодателей поступит в Госдуму, где 19 октября пройдут общественные слушания.