Точка невозврата пройдена: на алкогольном рынке произойдут серьезные перемены
Ром Bacardi, виски Dewars и Jack Daniels – этот и другой крепкий брендовый алкоголь уже через пару месяцев останется у российских граждан как воспоминание из прошлого. Иностранные производители знаменитых марок поставки в Россию табуировали, а запасы имеющихся стремительно подходят к концу. Любителям брендового алкоголя придется менять вкусовые пристрастия, ибо точка невозврата пройдена и «как раньше» не будет, пишет деловой еженедельник «Конкурент».
Рынок крепкой алкогольной продукции на сегодняшний день проходит определенную трансформацию. Англия, Шотландия и Ирландия прервали поставки крепкого алкоголя в Россию. Также поступили США, Новая Зеландия и Австралия.
«Многие популярные бренды исчезли с рынка. Те, что еще можно достать, уже в ограниченном количестве. Поставщики обещают развернуть параллельный импорт, но это будет не скоро», – сетует Михаил Бачинский, бренд-бармен ресторана «Лаффа».
В условиях санкций представленность виски на полках российских магазинов снизилась на 50%, шампанского – на 95%, импортного пива – на 40%, остальных категорий – на 35%. Сейчас ретейлеры практически распродают складские остатки.
«До Нового года запасов брендовых крепких напитков хватит, но сокращение ассортимента будет очень заметным. Цену на оставшийся крепкий алкоголь сети пока стараются не повышать, ведь спрос упал. Но что будет ближе к новогодним праздникам – прогнозировать сложно», – отмечает Иван Николаев, ресторатор (проекты: GUSTO Gastrobar, GUSTO Bakery, DZEN Izakaya, GRUNER – винный магазин и бар).
Ограничение поставок импортного алкоголя – это серьезный удар по барной индустрии. «Теоретически сегодня можно привести из-за границы любой алкоголь, но на практике временные и финансовые затраты не окупятся», – уверен Адам Бакиров, шеф-бармен в баре «БЫВШИЕ».
Кроме того, к работе по параллельному импорту, о котором сегодня ведется много разговоров, многие относятся осторожно. «Большинство экспертов прогнозирует, что завоз алкоголя через третьи страны не может гарантировать потребителю качественный продукт и не исключает ввоза на территорию России контрафакта», – говорит Евгения Андреева, региональный представитель ТД «Арома».
После Нового года, вероятнее всего, остатки «санкционных брендов» закончатся и российским гражданам придется принять новую реальность. Но процесс этот, считают эксперты, будет безболезненным.
Евгения Андреева: «Напомню, в советском прошлом мало кто знал о существовании иного вина, кроме того, что поставлялось на полки ретейла из Молдовы и Грузии, в редких исключениях – из Болгарии и Венгрии. Постепенно ассортимент расширялся, и рынок алкогольной продукции качественно и количественно изменился. В современной действительности одни позиции заменяются другими, и это естественный процесс, единственно логичный в создавшейся геополитической ситуации».
Игроки рынка уже находятся в активном поиске альтернативы исчезаемому алкоголю. Адам Бакиров: «Например, мы, на удивление, узнали, что алкогольная индустрия нашей страны прогрессирует. Кроме того, мы также начали производить собственные ликеры, настойки и разного вида биттеры».
У крупного бизнеса размах намного шире. Евгения Андреева: «На мировом рынке достаточно стран, готовых сотрудничать с Россией. В частности, мы анализируем возможность взаимодействия с Индией, Таиландом, Японией. В портфеле нашей компании растет и доля крепкой алкогольной продукции российского производства, присутствуют коньяки из Грузии, Армении, и эту нишу мы активно расширяем. Являясь не только импортером и дистрибьютором, но и производителем алкогольной продукции, мы разливает собственные торговые марки на заводах Дагестана, Ставрополья и Краснодара».
«Лично мне проблема ухода знаменитых брендов кажется незначительной. Возможно, потому, что я сам винокур и хорошо понимаю ситуацию, – комментирует приморский винодел Андрей Бралеев. – У нас в России для собственного производства качественного крепкого алкоголя есть все. Компании сейчас уходят с рынка, освобождают место, и надо этим пользоваться. Вопрос только в том, чтобы наше правительство сориентировалось и разрешило частным винокурам изготавливать и продавать свою продукцию. Тогда буквально лет за пять мы бы закрыли этот дефицит полностью, заняли, так сказать, всю нишу целиком».
Роман Ракуса (рестораны «Дом», бар «Винотека», г. Хабаровск): "Сейчас частные винокурни имеют шанс зайти на рынок со своей продукцией. Хотя это сложно, конечно.
Чтобы получить лицензию, например, на производство спирта, нужно собрать такое количество документов, которое требуется от ликеро-водочных заводов. Законодательство таково, подходы не дифференцированы, все заточено под крупный бизнес".
Некоторые эксперты утверждают, что на российском алкогольном рынке наблюдается подъем производства и обещают заменить ушедшие бренды отечественными аналогами. Мол, виски – простейший напиток из ячменя, американский бурбон – этот тот же виски, который делают из кукурузы и пшеницы.
«Дорогой брендовый алкоголь – это не штучное производство, а конвейерное, развернутое в огромных масштабах, – говорит Ракуса. – Состав продуктаи там далек от идеального, сложно представить, что подобное массовое производство подразумевает использование зерна, солода, кукурузы. В общем, сегодня раскрученный бренд – это прежде всего имя, маркетинг. А по вкусовым качествам... Я считаю, что всегда вкуснее пирожки из маленькой кондитерской, чем с завода».
Андрей Бралеев: «В России есть собственные солодовни. Сделать из ячменя солод, а затем виски – проще простого. Бренди производят из яблок и абрикосов, коньяк – из винограда. Все это сырье произрастает в России в больших объемах. Технологии, специалисты, сырье – все есть, нужны только правильные шаги правительства, и проблем с качественным алкоголем в России не будет. Нашим же традиционным напитком является отнюдь не водка, а русское хлебное вино, которое возрождают отечественные винокуры. По сути, это то же виски, но в белом виде и не выдержанное в бочках. Это могло бы стать фишкой».